Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 60 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
59
Обосновывая идею развития, Узнадзе считает, что основой
такового является бессознательное. «Мы увидим, что предше-
ствующей сознанию ступенью развития психики является ус-
тановка...» (Узнадзе, 1966. С.140). Уже в этом заявлении есть
некоторая неточность, которая позволит многим оппонентам
подвергать критике основные положения теории установки.
Например, можно предположить, что установка не может быть
сформирована на
уровне сознания, что психика «надстраи-
вается» над установкой.
Но сам Узнадзе все свои усилия направляет на преодоление
выделенного им постулата непосредственности. Он пишет:
«Современная буржуазная психология, как мне кажется, цели-
ком базируется на предварительно не проверенной, критиче-
ски не осознанной, догматически воспринятой предпосылке,
смысл которой заключается в положении о том
, будто объек-
тивная действительность непосредственно и сразу влияет на
сознательную психику и в этой непосредственной связи опре-
деляется ее деятельность» (Узнадзе, 1966. С.158). При этом
Узнадзе отмечает, что принцип непосредственной связи пси-
хических явлений основан на принципе непосредственной свя-
зи физических явлений, то есть психическое обусловлено так
же, как и физическое
физическим, психическими же причина-
ми. Он называет это принципом «замкнутой каузальности
природы» В. Вундта: ... «психические следствия имеют в сво-
ей основе активность психических причин». При этом отмеча-
ется, что психические процессы взаимосвязанны и взаимо-
влияемы, на чем основывается ассоцианистическая психоло-
гия, гештальтпсихология, феноменология (см.: Узнадзе, 1966.
С.159).
Строго говоря, вся психология, то
есть любое ее направле-
ние, действительно следует этому принципу исходя из своего
предмета исследования, выделения психических феноменов в
особый класс исследуемых явлений. Другое дело, что при
этом неизбежно возникает, с одной стороны, противопостав-
ление физического мира и мира психического, а с другой сто-
роны, всегда есть опасность психофизического параллелизма в
той или иной форме. Но и здесь необходимо одно существен-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      59
   Обосновывая идею развития, Узнадзе считает, что основой
такового является бессознательное. «Мы увидим, что предше-
ствующей сознанию ступенью развития психики является ус-
тановка...» (Узнадзе, 1966. С.140). Уже в этом заявлении есть
некоторая неточность, которая позволит многим оппонентам
подвергать критике основные положения теории установки.
Например, можно предположить, что установка не может быть
сформирована на уровне сознания, что психика «надстраи-
вается» над установкой.
   Но сам Узнадзе все свои усилия направляет на преодоление
выделенного им постулата непосредственности. Он пишет:
«Современная буржуазная психология, как мне кажется, цели-
ком базируется на предварительно не проверенной, критиче-
ски не осознанной, догматически воспринятой предпосылке,
смысл которой заключается в положении о том, будто объек-
тивная действительность непосредственно и сразу влияет на
сознательную психику и в этой непосредственной связи опре-
деляется ее деятельность» (Узнадзе, 1966. С.158). При этом
Узнадзе отмечает, что принцип непосредственной связи пси-
хических явлений основан на принципе непосредственной свя-
зи физических явлений, то есть психическое обусловлено так
же, как и физическое физическим, психическими же причина-
ми. Он называет это принципом «замкнутой каузальности
природы» В. Вундта: ... «психические следствия имеют в сво-
ей основе активность психических причин». При этом отмеча-
ется, что психические процессы взаимосвязанны и взаимо-
влияемы, на чем основывается ассоцианистическая психоло-
гия, гештальтпсихология, феноменология (см.: Узнадзе, 1966.
С.159).
   Строго говоря, вся психология, то есть любое ее направле-
ние, действительно следует этому принципу исходя из своего
предмета исследования, выделения психических феноменов в
особый класс исследуемых явлений. Другое дело, что при
этом неизбежно возникает, с одной стороны, противопостав-
ление физического мира и мира психического, а с другой сто-
роны, всегда есть опасность психофизического параллелизма в
той или иной форме. Но и здесь необходимо одно существен-