Составители:
Рубрика:
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
61
для психологии это означает потерю почти полностью пред-
мета изучения.
Недейственность большинства психологических доктрин
обусловлена именно их интенцией на абстрактную психику
неживого индивида. Психология должна заниматься только
психикой живого человека во всем его многообразии, при всей
его индивидуальности. Психология постепенно должна стать
психологией одного человека, психологических закономерно-
стей индивида в его
взаимосвязи с окружающим миром.
Идея взаимодополнительности и взаимозависимости инди-
вида и окружающего мира наиболее последовательно развива-
ется экологическим подходом в психологии. Важно при этом,
что и в теории Узнадзе, и в экологическом подходе базовым
является понятие активности индивида, а сама установка счи-
тается ступенью развития психического и введена им в
психо-
логию именно с целью «обоснования факта наличия развития
в психике». При этом он рассуждает прежде всего о возмож-
ных формах психического развития и существовании психиче-
ской жизни до ее сознательных форм. «Скорее, наоборот, при-
дется признать, что ступени сознательных психических про-
цессов по необходимости предшествует активность психики,
протекающая без всякого
участия сознания, что существует,
так сказать, досознательная ступень развития психики» (Уз-
надзе, 1966. С.139). Из этого вытекает невозможность приня-
тия аргумента А.Г. Асмолова о существовании психики (по
Д.Н. Узнадзе) только как состоящей из сознания. Он считает
(Асмолов. – А.Д.), что если согласиться с Д.Н. Узнадзе, то «со-
циальная
установка, взятая в своей интрапсихической форме,
выступила бы тогда по отношению к этой базовой категории
(к установке. – А.Д.) как вторичный феномен, как порождение
первичной установки» (см.: Асмолов, Ковальчук, 1977. С.153).
С этими аргументами сложно согласиться, учитывая время
написания работы Узнадзе. Сам же Узнадзе традиционность
психологии видит в несколько ином аспекте
. «Таким образом,
мы видим, что общепризнанным принципом традиционной
психологии является положение о непосредственном характе-
ре связи между обычными психическими процессами и между
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе 61 для психологии это означает потерю почти полностью пред- мета изучения. Недейственность большинства психологических доктрин обусловлена именно их интенцией на абстрактную психику неживого индивида. Психология должна заниматься только психикой живого человека во всем его многообразии, при всей его индивидуальности. Психология постепенно должна стать психологией одного человека, психологических закономерно- стей индивида в его взаимосвязи с окружающим миром. Идея взаимодополнительности и взаимозависимости инди- вида и окружающего мира наиболее последовательно развива- ется экологическим подходом в психологии. Важно при этом, что и в теории Узнадзе, и в экологическом подходе базовым является понятие активности индивида, а сама установка счи- тается ступенью развития психического и введена им в психо- логию именно с целью «обоснования факта наличия развития в психике». При этом он рассуждает прежде всего о возмож- ных формах психического развития и существовании психиче- ской жизни до ее сознательных форм. «Скорее, наоборот, при- дется признать, что ступени сознательных психических про- цессов по необходимости предшествует активность психики, протекающая без всякого участия сознания, что существует, так сказать, досознательная ступень развития психики» (Уз- надзе, 1966. С.139). Из этого вытекает невозможность приня- тия аргумента А.Г. Асмолова о существовании психики (по Д.Н. Узнадзе) только как состоящей из сознания. Он считает (Асмолов. А.Д.), что если согласиться с Д.Н. Узнадзе, то «со- циальная установка, взятая в своей интрапсихической форме, выступила бы тогда по отношению к этой базовой категории (к установке. А.Д.) как вторичный феномен, как порождение первичной установки» (см.: Асмолов, Ковальчук, 1977. С.153). С этими аргументами сложно согласиться, учитывая время написания работы Узнадзе. Сам же Узнадзе традиционность психологии видит в несколько ином аспекте. «Таким образом, мы видим, что общепризнанным принципом традиционной психологии является положение о непосредственном характе- ре связи между обычными психическими процессами и между
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- …
- следующая ›
- последняя »