Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 64 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
63
щим миром и организмом в принципе не может быть никакой
пропасти и никакого антагонизма, ибо окружающий мир со-
стоит в том числе и из данного организма. Они организованы
по принципу взаимодополнительности, встроенности и взаи-
мозависимости. Организм получает возможности для сущест-
вования из окружающего его мира, являясь в то же время ос
-
новой для существования других элементов окружающего ми-
ра. Каждому виду предоставляются лишь те возможности, ко-
торые необходимы для его существованияни больше и ни
меньше. Бóльших не предоставляется в принципе, в силу заве-
домого несовершенства тех или иных органов. Меньшетоже
не предоставляется, хотя для выживания очень существенен
фактор
активности организма по извлечению возможностей,
которые потенциально даны в окружающем мире, но которые
еще нужно реализовать для удовлетворения собственных по-
требностей. Если в животном мире все это достаточно понят-
но, то социальность человека вносит сюда дополнительные
коррективы в виде нравственности, морали, законов, «фор-
мирования разумных потребностей» и так далее. Кстати,
Ш
.А. Надирашвили впоследствии назовет это «райское» со-
существование среды и человека взаимодействием на уровне
индивида, что кажется нам очень правильным и вполне соот-
носимым с принципами экологического подхода.
Важно при этом помнить, что Узнадзе описывает установку
«как то опосредующее образование между влиянием среды и
психическими процессами, которое объясняет поведение че
-
ловека, его эмоциональные и волевые процессы: то есть вы-
ступает детерминантом любой активности организма» (Ждан,
1990. С.319).
Мы особо подчеркиваем понятие «активность» в данном
контексте, ибо это как раз то, что отличает установку от атти-
тюда, и то, что возвращает нас к пониманию имманентной ак-
тивности психического у Брентано. Брентановская активность
и интенциональность получают в теории установки достаточ-
ную конкретизацию механизмов активности и интенциональ-
ности, столь ей необходимых. «Дело в том, что установка сама
по себе есть источник психической энергии, которую она че-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                       63
щим миром и организмом в принципе не может быть никакой
пропасти и никакого антагонизма, ибо окружающий мир со-
стоит в том числе и из данного организма. Они организованы
по принципу взаимодополнительности, встроенности и взаи-
мозависимости. Организм получает возможности для сущест-
вования из окружающего его мира, являясь в то же время ос-
новой для существования других элементов окружающего ми-
ра. Каждому виду предоставляются лишь те возможности, ко-
торые необходимы для его существования – ни больше и ни
меньше. Бóльших не предоставляется в принципе, в силу заве-
домого несовершенства тех или иных органов. Меньше – тоже
не предоставляется, хотя для выживания очень существенен
фактор активности организма по извлечению возможностей,
которые потенциально даны в окружающем мире, но которые
еще нужно реализовать для удовлетворения собственных по-
требностей. Если в животном мире все это достаточно понят-
но, то социальность человека вносит сюда дополнительные
коррективы в виде нравственности, морали, законов, «фор-
мирования разумных потребностей» и так далее. Кстати,
Ш.А. Надирашвили впоследствии назовет это «райское» со-
существование среды и человека взаимодействием на уровне
индивида, что кажется нам очень правильным и вполне соот-
носимым с принципами экологического подхода.
   Важно при этом помнить, что Узнадзе описывает установку
«как то опосредующее образование между влиянием среды и
психическими процессами, которое объясняет поведение че-
ловека, его эмоциональные и волевые процессы: то есть вы-
ступает детерминантом любой активности организма» (Ждан,
1990. С.319).
   Мы особо подчеркиваем понятие «активность» в данном
контексте, ибо это как раз то, что отличает установку от атти-
тюда, и то, что возвращает нас к пониманию имманентной ак-
тивности психического у Брентано. Брентановская активность
и интенциональность получают в теории установки достаточ-
ную конкретизацию механизмов активности и интенциональ-
ности, столь ей необходимых. «Дело в том, что установка сама
по себе есть источник психической энергии, которую она че-