Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 65 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
64
рез имманентную потребность личности черпает из реального
мира при первой же встрече данной потребности с ним как с
единственно возможным объектом своего удовлетворения.
Ибо установка не только переводит энергию внешнего раз-
дражения в ту или иную определенную потребность в том или
ином определенном предмете, а затем и в деятельность, но и
посредством следующей за этим объективацией делает воз-
можным переход самой этой потребности в сознание, за чем
следует побуждение к активности» (Шерозия, 1978. С.53).
Можно спорить относительно последовательности прохож-
дения всех перечисленных этапов, но основное для нас состо-
ит в том, что обосновывается активная взаимосвязь индивида
и окружающего мира через «вычерпывание», «извлечение»
возможностей из окружающего мира. Очень существенным
видится представление о том, что здесь ведется речь об опре-
деленной потребности и определенном предмете, которые
объединяет установка, являющаяся в данном случае механиз-
мом первоначального выбора и данной конкретной потребно-
сти, и данного конкретного предмета удовлетворения потреб-
ности. Важно признание окружающего мира как единственно-
го
источника удовлетворения потребности.
Следующей важной чертой установки является определе-
ние ее как целостного, динамического и обладающего направ-
ленностью состояния. Именно эти характеристики оказывают-
ся потом утерянными в большинстве теорий аттитюда, впро-
чем, как и в теории установки. «Мы могли бы сказать, что это
состояние, не будучи сознательным, все же представляет
свое-
образную тенденцию к определенным содержаниям сознания.
Правильнее было бы называть это состояние установкой субъ-
екта, и это потому, что, во-первых, это не частичное содержа-
ние сознания, не изолированное психическое содержание, ко-
торое противопоставляется другим содержаниям сознания и
вступает с ними во взаимодействие, а некоторое целостное
состояние субъекта; во-вторых
, это не просто какое-нибудь из
содержаний его психической жизни, а момент ее динамиче-
ской определенности. И, наконец, это не какое-нибудь опреде-
ленное частичное содержание сознания субъекта, а целостная
64                                              А.А. Девяткин
рез имманентную потребность личности черпает из реального
мира при первой же встрече данной потребности с ним как с
единственно возможным объектом своего удовлетворения.
Ибо установка не только переводит энергию внешнего раз-
дражения в ту или иную определенную потребность в том или
ином определенном предмете, а затем и в деятельность, но и
посредством следующей за этим объективацией делает воз-
можным переход самой этой потребности в сознание, за чем
следует побуждение к активности» (Шерозия, 1978. С.53).
   Можно спорить относительно последовательности прохож-
дения всех перечисленных этапов, но основное для нас состо-
ит в том, что обосновывается активная взаимосвязь индивида
и окружающего мира через «вычерпывание», «извлечение»
возможностей из окружающего мира. Очень существенным
видится представление о том, что здесь ведется речь об опре-
деленной потребности и определенном предмете, которые
объединяет установка, являющаяся в данном случае механиз-
мом первоначального выбора и данной конкретной потребно-
сти, и данного конкретного предмета удовлетворения потреб-
ности. Важно признание окружающего мира как единственно-
го источника удовлетворения потребности.
   Следующей важной чертой установки является определе-
ние ее как целостного, динамического и обладающего направ-
ленностью состояния. Именно эти характеристики оказывают-
ся потом утерянными в большинстве теорий аттитюда, впро-
чем, как и в теории установки. «Мы могли бы сказать, что это
состояние, не будучи сознательным, все же представляет свое-
образную тенденцию к определенным содержаниям сознания.
Правильнее было бы называть это состояние установкой субъ-
екта, и это потому, что, во-первых, это не частичное содержа-
ние сознания, не изолированное психическое содержание, ко-
торое противопоставляется другим содержаниям сознания и
вступает с ними во взаимодействие, а некоторое целостное
состояние субъекта; во-вторых, это не просто какое-нибудь из
содержаний его психической жизни, а момент ее динамиче-
ской определенности. И, наконец, это не какое-нибудь опреде-
ленное частичное содержание сознания субъекта, а целостная