Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 67 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
6
6
психическими явлениями, а наоборот, можно сказать, предва-
ряет их, определяя состав и течение этих явлений» (Узнадзе,
1966. С.151). Вероятно, важным моментом здесь может стать
указание на то, что установка влияет не на всю психику, а на
«психические явления», хотя это положение и требует отдель-
ного исследования, но уже здесь можно заметить
, что установ-
ка может выполнять и функцию различения возможностей ок-
ружающего мира. Впоследствии мы обозначим механизм, спо-
собный это осуществлять, как экологический компонент соци-
альной установки. У самого же Д.Н. Узнадзе мы обнаружива-
ем: «Следовательно, можно считать, что установка относится
к той категории фактов действительности, которая находит
возможность проявления
в самых разнообразных условиях:
установка к оценкам «больше» или «меньше» или вообще ко-
личественных отношений этого рода может быть вызвана
всюду, где только имеют место эти отношения, точно так же,
как и установка на качественные особенности» (Узнадзе, 1966.
С.156).
В соответствии с нашими представлениями о механизме
действия интенциональности экологического компонента мы
можем
предполагать, что установка имеет имманентное свой-
ство оценки возможностей окружающего мира. Важно отме-
тить при этом, что данное свойство установки фундируется
особенностями ее формирования. «Как мы увидим ниже, для
возникновения этой последней (установки. – А.Д.) достаточно
двух элементарных условийкакой-нибудь актуальной по-
требности у субъекта и ситуации ее удовлетворения.
При на-
личии обоих этих условий в субъекте возникает установка к
определенной активности. То или иное состояние сознания, то
или иное его содержание вырастает лишь на основе этой уста-
новки. Следовательно, мы должны точно различать, с одной
стороны, установку, а с другойвозникающее на ее базе кон-
кретное содержание сознания. Установка
сама, конечно, не
представляет собой ничего из этого содержания, и понятно,
что характеризовать ее в терминах явлений сознания не пред-
ставляется возможным (см.: Узнадзе, 1966. С.157). Очень важ-
ным для нас является именно это упоминание о том, что сама
66                                             А.А. Девяткин
психическими явлениями, а наоборот, можно сказать, предва-
ряет их, определяя состав и течение этих явлений» (Узнадзе,
1966. С.151). Вероятно, важным моментом здесь может стать
указание на то, что установка влияет не на всю психику, а на
«психические явления», хотя это положение и требует отдель-
ного исследования, но уже здесь можно заметить, что установ-
ка может выполнять и функцию различения возможностей ок-
ружающего мира. Впоследствии мы обозначим механизм, спо-
собный это осуществлять, как экологический компонент соци-
альной установки. У самого же Д.Н. Узнадзе мы обнаружива-
ем: «Следовательно, можно считать, что установка относится
к той категории фактов действительности, которая находит
возможность проявления в самых разнообразных условиях:
установка к оценкам «больше» или «меньше» или вообще ко-
личественных отношений этого рода может быть вызвана
всюду, где только имеют место эти отношения, точно так же,
как и установка на качественные особенности» (Узнадзе, 1966.
С.156).
   В соответствии с нашими представлениями о механизме
действия интенциональности экологического компонента мы
можем предполагать, что установка имеет имманентное свой-
ство оценки возможностей окружающего мира. Важно отме-
тить при этом, что данное свойство установки фундируется
особенностями ее формирования. «Как мы увидим ниже, для
возникновения этой последней (установки. – А.Д.) достаточно
двух элементарных условий – какой-нибудь актуальной по-
требности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При на-
личии обоих этих условий в субъекте возникает установка к
определенной активности. То или иное состояние сознания, то
или иное его содержание вырастает лишь на основе этой уста-
новки. Следовательно, мы должны точно различать, с одной
стороны, установку, а с другой – возникающее на ее базе кон-
кретное содержание сознания. Установка сама, конечно, не
представляет собой ничего из этого содержания, и понятно,
что характеризовать ее в терминах явлений сознания не пред-
ставляется возможным (см.: Узнадзе, 1966. С.157). Очень важ-
ным для нас является именно это упоминание о том, что сама