Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 68 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
6
7
установка «ничего собой не представляет», она только направ-
ляет содержания сознания. Данное положение созвучно пред-
ставлениям Гуссерля о «сознании о», об интенциональности
как неуловимом явлении, при помощи которого можно что-то
прояснить, но которое само нельзя увидеть. «Мы должны ис-
ходить из мысли о наличии двух основных условий, без кото-
рых
акты поведения человека или какого-либо другого живого
существа были бы невозможны: «Это прежде всего наличие
какой-либо потребности у субъекта поведения, а затемси-
туации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетво-
рена. Это основное условие возникновения всякого поведения
и прежде всего установки к нему» (Узнадзе, 1966. С.164). В
этой мысли Узнадзе для нас чрезвычайно ценным является то,
что он говорит о формировании не только установки, но и по-
ведения.
Сегодня уже достаточно очевидно, что как бы мы ни рас-
сматривали поведение, оно не может быть описано только как
формирующееся на основе потребностей и ситуации их удов-
летворения: существует много
форм поведения, не зависящих
от потребностей или от ситуации. Но здесь интересна другая
сторона. Узнадзе говорит: «всякого поведения и прежде всего
установки к нему», а это означает, следуя нашей логике, что и
то понятие установки, которое предлагал Узнадзе, не исчер-
пывает всего объема установок индивида. Таким образом, мы
имеем ситуацию,
в которой вполне возможно дальнейшее
расширение видов установки, что в конечном итоге должно
привести нас к ситуации возможности объединения теории
аттитюда и теории установки при общем основании послед-
ней.
Д.Н. Узнадзе считает, что ситуация характеризуется согла-
сованностью с потребностью при формировании установки,
эта ситуация есть ситуация наличная, то есть «здесь
-теперь-
существующая». Главным же считается «совпадение потреб-
ности с наличием ситуации, включающей в себя условия ее
удовлетворения» (см.: Узнадзе, 1966. С.168). Совершенно оче-
видно, что особое значение в данном случае имеет для нас
факт, обозначенный Д.Н. Узнадзе как появление «установки в
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      67
установка «ничего собой не представляет», она только направ-
ляет содержания сознания. Данное положение созвучно пред-
ставлениям Гуссерля о «сознании о», об интенциональности
как неуловимом явлении, при помощи которого можно что-то
прояснить, но которое само нельзя увидеть. «Мы должны ис-
ходить из мысли о наличии двух основных условий, без кото-
рых акты поведения человека или какого-либо другого живого
существа были бы невозможны: «Это прежде всего наличие
какой-либо потребности у субъекта поведения, а затем – си-
туации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетво-
рена. Это основное условие возникновения всякого поведения
и прежде всего установки к нему» (Узнадзе, 1966. С.164). В
этой мысли Узнадзе для нас чрезвычайно ценным является то,
что он говорит о формировании не только установки, но и по-
ведения.
   Сегодня уже достаточно очевидно, что как бы мы ни рас-
сматривали поведение, оно не может быть описано только как
формирующееся на основе потребностей и ситуации их удов-
летворения: существует много форм поведения, не зависящих
от потребностей или от ситуации. Но здесь интересна другая
сторона. Узнадзе говорит: «всякого поведения и прежде всего
установки к нему», а это означает, следуя нашей логике, что и
то понятие установки, которое предлагал Узнадзе, не исчер-
пывает всего объема установок индивида. Таким образом, мы
имеем ситуацию, в которой вполне возможно дальнейшее
расширение видов установки, что в конечном итоге должно
привести нас к ситуации возможности объединения теории
аттитюда и теории установки при общем основании послед-
ней.
   Д.Н. Узнадзе считает, что ситуация характеризуется согла-
сованностью с потребностью при формировании установки,
эта ситуация есть ситуация наличная, то есть «здесь-теперь-
существующая». Главным же считается «совпадение потреб-
ности с наличием ситуации, включающей в себя условия ее
удовлетворения» (см.: Узнадзе, 1966. С.168). Совершенно оче-
видно, что особое значение в данном случае имеет для нас
факт, обозначенный Д.Н. Узнадзе как появление «установки в