Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
69
быть обозначен как «непостоянство» потребности. Иными
словами, потребность всегда находится либо в стремлении к
удовлетворению (это означает ее возрастание), либо в состоя-
нии избегания объекта удовлетворения потребности после ее
насыщения (это означает уменьшение потребности, вплоть до
ее отрицательного знака). Следовательно, и установка должна
подвергаться аналогичным изменениям, то есть она не может
иметь фиксированное, строго определенное значение. Изме-
ренная установкаэто всегда прошлая установка, она уже не
актуальна для данного индивида в данных обстоятельствах.
Важно замечание Узнадзе относительно индивидуально
определенного характера потребности, что вполне соотноси-
мо, по нашему мнению, с понятием опредмечивания потреб-
ности у А.Н. Леонтьева. Хотя здесь и можно
спорить относи-
тельно замечания о том, что «потребность продолжает оста-
ваться неиндивидуализированной» до тех пор, пока не появит-
ся определенная ситуация. Вероятнее всего, потребность не
может быть неиндивидуализированной вообще, она может
быть актуальной либо не актуальной для данного индивида, но
ее нет вне индивида, нет потребности как таковой, если в дан
-
ное время ее не испытывает индивид.
Исходя из этого следует пересмотреть и позицию индивида,
что очень важно для понимания функционирования экологи-
ческого компонента установки. Следуя Д.Н. Узнадзе, можно
сказать, что индивид пассивно ожидает, пока появится та или
иная ситуация, а потом уже потребность его становится инди-
видуализированной и способной
к формированию установки,
«но достаточно появиться определенной ситуации, нужной
для удовлетворения потребности, чтобы в субъекте возникла
конкретно очерченная установка и он почувствовал бы в себе
импульс к деятельности в совершенно определенном направ-
лении». Конечно же, не следует понимать автора в данном
случае дословно, он, несомненно, не утверждает полную пас-
сивность
индивида. Но для нас гораздо важнее здесь не сам
факт пассивности индивида, а необходимость некоторого пе-
реосмысления взаимоотношений индивида и окружающего
мира.
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      69
быть обозначен как «непостоянство» потребности. Иными
словами, потребность всегда находится либо в стремлении к
удовлетворению (это означает ее возрастание), либо в состоя-
нии избегания объекта удовлетворения потребности после ее
насыщения (это означает уменьшение потребности, вплоть до
ее отрицательного знака). Следовательно, и установка должна
подвергаться аналогичным изменениям, то есть она не может
иметь фиксированное, строго определенное значение. Изме-
ренная установка – это всегда прошлая установка, она уже не
актуальна для данного индивида в данных обстоятельствах.
   Важно замечание Узнадзе относительно индивидуально
определенного характера потребности, что вполне соотноси-
мо, по нашему мнению, с понятием опредмечивания потреб-
ности у А.Н. Леонтьева. Хотя здесь и можно спорить относи-
тельно замечания о том, что «потребность продолжает оста-
ваться неиндивидуализированной» до тех пор, пока не появит-
ся определенная ситуация. Вероятнее всего, потребность не
может быть неиндивидуализированной вообще, она может
быть актуальной либо не актуальной для данного индивида, но
ее нет вне индивида, нет потребности как таковой, если в дан-
ное время ее не испытывает индивид.
   Исходя из этого следует пересмотреть и позицию индивида,
что очень важно для понимания функционирования экологи-
ческого компонента установки. Следуя Д.Н. Узнадзе, можно
сказать, что индивид пассивно ожидает, пока появится та или
иная ситуация, а потом уже потребность его становится инди-
видуализированной и способной к формированию установки,
«но достаточно появиться определенной ситуации, нужной
для удовлетворения потребности, чтобы в субъекте возникла
конкретно очерченная установка и он почувствовал бы в себе
импульс к деятельности в совершенно определенном направ-
лении». Конечно же, не следует понимать автора в данном
случае дословно, он, несомненно, не утверждает полную пас-
сивность индивида. Но для нас гораздо важнее здесь не сам
факт пассивности индивида, а необходимость некоторого пе-
реосмысления взаимоотношений индивида и окружающего
мира.