Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 72 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
71
Таким образом, установка возникает только после того, как
из нескольких возможностей выбрана одна, которая совпадает
с конкретной потребностью индивида. Важно еще раз отме-
тить, что индивид в понимании Узнадзескорее существо
пассивное, нежели активное, хотя сама активность деклариру-
ется неустанно. Так, размышляя о «догматических предпосыл-
ках традиционной психологии», Д.Н. Узнадзе
отмечает
«принцип замкнутой каузальности природы» Вундта, который
означает, что психические следствия имеют в своей основе
только психические же причинымеханистический характер
взаимоотношений представлений у Гербарта; принцип непо-
средственности в ассоцианистической психологии, где все оп-
ределяют ассоциации и связи между представлениями; прин-
цип влияния сложных целостных переживаний на отдельные
процессы в
гештальттеории. Все эти направления, по мнению
Д.Н. Узнадзе, замыкаются в сфере собственно психического и
не обнаруживают связи с окружающим миром. Он отмечает,
что существует одно направление, которое подразумевает
«возможность взаимодействия между явлениями физическими
и психическими». «Однако точка зрения непосредственности и
в этом случае остается в силе. Здесь допускается факт
наличия
прямой непосредственной связи даже между такими разроз-
ненными явлениями, как явления физические и психические.
Так называемые теории взаимодействия отличаются от парал-
лелистических не в чем-нибудь основном и принципиальном,
а лишь в производном и второстепенном: мысль о непосредст-
венном характере связи между этими явлениями в обеих этих
теориях остается
догматически принятым постулатом» (Уз-
надзе, 1966. С.161).
Для нас самым существенным здесь является положение,
которое не было так тщательно, как установка, разработано
самим Д.Н. Узнадзе и упущено другими исследователями. Де-
ло в том, что в размышлениях Д.Н. Узнадзе мы имеем две дос-
таточно ясные позиции: во-первых, взаимоотношения индиви-
да
и окружающего мира опосредованы установкой, связь фи-
зического и психического также опосредована установкой; во-
вторых, и это самое главное, подчеркивается сам факт обяза-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      71
   Таким образом, установка возникает только после того, как
из нескольких возможностей выбрана одна, которая совпадает
с конкретной потребностью индивида. Важно еще раз отме-
тить, что индивид в понимании Узнадзе – скорее существо
пассивное, нежели активное, хотя сама активность деклариру-
ется неустанно. Так, размышляя о «догматических предпосыл-
ках традиционной психологии», Д.Н. Узнадзе отмечает
«принцип замкнутой каузальности природы» Вундта, который
означает, что психические следствия имеют в своей основе
только психические же причины – механистический характер
взаимоотношений представлений у Гербарта; принцип непо-
средственности в ассоцианистической психологии, где все оп-
ределяют ассоциации и связи между представлениями; прин-
цип влияния сложных целостных переживаний на отдельные
процессы в гештальттеории. Все эти направления, по мнению
Д.Н. Узнадзе, замыкаются в сфере собственно психического и
не обнаруживают связи с окружающим миром. Он отмечает,
что существует одно направление, которое подразумевает
«возможность взаимодействия между явлениями физическими
и психическими». «Однако точка зрения непосредственности и
в этом случае остается в силе. Здесь допускается факт наличия
прямой непосредственной связи даже между такими разроз-
ненными явлениями, как явления физические и психические.
Так называемые теории взаимодействия отличаются от парал-
лелистических не в чем-нибудь основном и принципиальном,
а лишь в производном и второстепенном: мысль о непосредст-
венном характере связи между этими явлениями в обеих этих
теориях остается догматически принятым постулатом» (Уз-
надзе, 1966. С.161).
   Для нас самым существенным здесь является положение,
которое не было так тщательно, как установка, разработано
самим Д.Н. Узнадзе и упущено другими исследователями. Де-
ло в том, что в размышлениях Д.Н. Узнадзе мы имеем две дос-
таточно ясные позиции: во-первых, взаимоотношения индиви-
да и окружающего мира опосредованы установкой, связь фи-
зического и психического также опосредована установкой; во-
вторых, и это самое главное, подчеркивается сам факт обяза-