Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 74 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
73
гласно автору, процесс объективации идет только на основе
теоретической потребности, где происходит остановка, пре-
вращение задачи в специальный объект своего размышления.
«Вот, собственно, перед нами момент объективации, (...) за
которым начинается процесс теоретического отношения к за-
даче» (Узнадзе, 1966. С.166). Можно спорить относительно
такого жесткого соотношения теоретической потребности и
процесса объективации, можно
спорить вообще относительно
справедливости подобного деления потребностей, но для нас
важнее сейчас другая мысль Д.Н. Узнадзе: «В таком случае,
возникает мысль, что, может быть, без участия установки во-
обще никаких психических процессов как сознательных явле-
ний не существует, что для того, чтобы сознание начало рабо-
тать в каком-нибудь определенном
направлении, предвари-
тельно необходимо, чтобы была налицо активность установки,
которая, собственно, в каждом отдельном случае и определяет
это направление» (Узнадзе, 1966. С.180).
Важным здесь представляется позиция Узнадзе, где он от-
мечает возможность установки определять направление дея-
тельности. Если установка и может определять это направле-
ние, то только потому, что она одновременно
является и фе-
номеном психической жизни, и фактом окружающего мира.
Изначальная направленность установки на предмет в виде ин-
тенциональности экологического компонента является ее им-
манентным свойством. Экологическим компонентом «выби-
рается» та возможность окружающего мира, которая будет
наиболее целесообразна экологически для данной потребности
индивида и окружающего его мира. Эту экологическую целе-
сообразность
, оптимальность взаимоотношений организма и
окружающего мира мы назвали экологической логикой.
Хорошо известно, что в своей работе Узнадзе различает
фиксированные установки, которые образуются в результате
фиксации, повторения и высокого личностного веса опытов.
Диффузные установки, по его мнению, возникают тогда, когда
еще не происходит дифференциация при первом зарождении,
когда действует новый объект,
что чаще всего носит диффуз-
ный характер. «Таким образом, мы можем заключить, что ка-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                     73
гласно автору, процесс объективации идет только на основе
теоретической потребности, где происходит остановка, пре-
вращение задачи в специальный объект своего размышления.
«Вот, собственно, перед нами момент объективации, (...) за
которым начинается процесс теоретического отношения к за-
даче» (Узнадзе, 1966. С.166). Можно спорить относительно
такого жесткого соотношения теоретической потребности и
процесса объективации, можно спорить вообще относительно
справедливости подобного деления потребностей, но для нас
важнее сейчас другая мысль Д.Н. Узнадзе: «В таком случае,
возникает мысль, что, может быть, без участия установки во-
обще никаких психических процессов как сознательных явле-
ний не существует, что для того, чтобы сознание начало рабо-
тать в каком-нибудь определенном направлении, предвари-
тельно необходимо, чтобы была налицо активность установки,
которая, собственно, в каждом отдельном случае и определяет
это направление» (Узнадзе, 1966. С.180).
   Важным здесь представляется позиция Узнадзе, где он от-
мечает возможность установки определять направление дея-
тельности. Если установка и может определять это направле-
ние, то только потому, что она одновременно является и фе-
номеном психической жизни, и фактом окружающего мира.
Изначальная направленность установки на предмет в виде ин-
тенциональности экологического компонента является ее им-
манентным свойством. Экологическим компонентом «выби-
рается» та возможность окружающего мира, которая будет
наиболее целесообразна экологически для данной потребности
индивида и окружающего его мира. Эту экологическую целе-
сообразность, оптимальность взаимоотношений организма и
окружающего мира мы назвали экологической логикой.
   Хорошо известно, что в своей работе Узнадзе различает
фиксированные установки, которые образуются в результате
фиксации, повторения и высокого личностного веса опытов.
Диффузные установки, по его мнению, возникают тогда, когда
еще не происходит дифференциация при первом зарождении,
когда действует новый объект, что чаще всего носит диффуз-
ный характер. «Таким образом, мы можем заключить, что ка-