Составители:
Рубрика:
А.А. Девяткин
74
ждый из нас носит в себе бесчисленное множество фиксиро-
ванных в течение жизни установок, которые, активизируясь
при всяком удобном случае, направляют работу нашей психи-
ки в соответствующую сторону» (Узнадзе, 1966. С.201). В
принципе верное замечание относительно множества устано-
вок наводит, однако, на мысль о том, что человек всецело за-
висим от ситуации
, которая обусловливает его активизацию.
Это обрекает индивида на почти полную пассивность. Вероят-
но, это все же не так, поскольку невозможны как полная пас-
сивность индивида, так и полная «безразличность» окружаю-
щего мира (как утверждает Гибсон). Ибо это как раз те проти-
воположности, которые, согласно Кузанцу, совпадают. В рам-
ках живого
организма они взаимодополнительны и взаимоза-
висимы, именно поэтому и возможно их своеобразное проти-
востояние. Вероятно, в этом суть живого единства противопо-
ложностей окружающего мира и индивида, их активности.
Важно при этом отметить, что «не подлежит никакому со-
мнению, что установка не представляет собой специфически
человеческой особенности.(...) Более того, мы могли бы
ска-
зать, что способность реагировать на окружающее в форме той
или иной установки представляет собой наиболее характер-
ную особенность всякого живого организма, на какой бы сту-
пени он ни стоял. Она представляет собой самую примитив-
ную, но и самую существенную форму реакции живого орга-
низма на воздействие окружающей среды» (Узнадзе, 1966.
С.247).
Это замечание имеет для нас большое значение, ибо поми-
мо развития самой установки, то есть формирования сначала
экологического компонента, затем – эмоционального и когни-
тивного (в филогенезе и в онтогенезе), мы можем говорить о
том, что именно понимание установки в теории Узнадзе может
служить основой для объединения ее с теорией аттитюда
. Су-
ществует много высказываний о том, что животное никак ни к
чему не относится. Это подтверждает мысль о том, что живот-
ному не доступно такое психическое образование, как атти-
тюд. Однако представления о развитии животного мира, об
эволюции заставляют нас предположить, что установка жи-
74 А.А. Девяткин ждый из нас носит в себе бесчисленное множество фиксиро- ванных в течение жизни установок, которые, активизируясь при всяком удобном случае, направляют работу нашей психи- ки в соответствующую сторону» (Узнадзе, 1966. С.201). В принципе верное замечание относительно множества устано- вок наводит, однако, на мысль о том, что человек всецело за- висим от ситуации, которая обусловливает его активизацию. Это обрекает индивида на почти полную пассивность. Вероят- но, это все же не так, поскольку невозможны как полная пас- сивность индивида, так и полная «безразличность» окружаю- щего мира (как утверждает Гибсон). Ибо это как раз те проти- воположности, которые, согласно Кузанцу, совпадают. В рам- ках живого организма они взаимодополнительны и взаимоза- висимы, именно поэтому и возможно их своеобразное проти- востояние. Вероятно, в этом суть живого единства противопо- ложностей окружающего мира и индивида, их активности. Важно при этом отметить, что «не подлежит никакому со- мнению, что установка не представляет собой специфически человеческой особенности.(...) Более того, мы могли бы ска- зать, что способность реагировать на окружающее в форме той или иной установки представляет собой наиболее характер- ную особенность всякого живого организма, на какой бы сту- пени он ни стоял. Она представляет собой самую примитив- ную, но и самую существенную форму реакции живого орга- низма на воздействие окружающей среды» (Узнадзе, 1966. С.247). Это замечание имеет для нас большое значение, ибо поми- мо развития самой установки, то есть формирования сначала экологического компонента, затем эмоционального и когни- тивного (в филогенезе и в онтогенезе), мы можем говорить о том, что именно понимание установки в теории Узнадзе может служить основой для объединения ее с теорией аттитюда. Су- ществует много высказываний о том, что животное никак ни к чему не относится. Это подтверждает мысль о том, что живот- ному не доступно такое психическое образование, как атти- тюд. Однако представления о развитии животного мира, об эволюции заставляют нас предположить, что установка жи-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- …
- следующая ›
- последняя »