Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 77 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
7
6
которое основано прежде всего на способности объективации.
При этом объективация понимается нами (да, кажется, и са-
мим Узнадзе) все-таки шире, чем просто процессы внимания.
В данном случае процесс объективации более похож на акт
феноменологического эпохé Э. Гуссерля, посредством которо-
го он подтверждает существование мира: «Итак, в силу фено-
менологического «эпох
é» нейтрализуется утверждение бытия
мира и, тем самым, мир из просто существующего превраща-
ется в претендующий на существование. Претензия мира на
бытие в моем соответствующем утверждении приостанавлива-
ется и не реализуется; она вместе с тем и не отбрасывается, а
имеется в виду и тем самым становится темой и проблемой:
каков мир
со стороны его претензий на бытие, в силу чего
придается миру значение существующего, и, стало быть, в чем
именно заключается значение и смысл бытия» (Какабадзе,
1985. С.74). Таким образом, объективация является условием
дальнейшего рассмотрения окружающего мира. Она выполня-
ет функции некоего прерывания потока действительности, со-
средоточения на остановленном, выделения его из
общего по-
тока и операции с ним.
Сам по себе процесс выделения из множества есть началь-
ный этап выбора возможностей окружающего мира. При этом
сам механизм отбора может быть представлен нами на основе
идей Д.Н. Узнадзе как состоящий из двух уровнейпервона-
чально происходит выбор на уровне интенциональности эко-
логического
компонента (Узнадзе называет этот уровень уста-
новочным), затем (при необходимости) – выбор на уровне
объективации, то есть на уровне отношения. Если первый уро-
вень может быть обозначен как присущий не только человеку,
то второй характеризует уже сугубо человеческое свойство.
Установка, обладая свойством интенциональности на основе
действия экологического компонента, имеет возможность
быть
связанной одновременно и с индивидом, и с окружаю-
щим миром, что вполне достаточно для осуществления пер-
вичного выбора. При этом, однако, очень сложно размышлять
о чьих-то преимуществах, поскольку, вероятнее всего, в при-
роде существует принцип разумной достаточности в форми-
76                                              А.А. Девяткин
которое основано прежде всего на способности объективации.
При этом объективация понимается нами (да, кажется, и са-
мим Узнадзе) все-таки шире, чем просто процессы внимания.
В данном случае процесс объективации более похож на акт
феноменологического эпохé Э. Гуссерля, посредством которо-
го он подтверждает существование мира: «Итак, в силу фено-
менологического «эпохé» нейтрализуется утверждение бытия
мира и, тем самым, мир из просто существующего превраща-
ется в претендующий на существование. Претензия мира на
бытие в моем соответствующем утверждении приостанавлива-
ется и не реализуется; она вместе с тем и не отбрасывается, а
имеется в виду и тем самым становится темой и проблемой:
каков мир со стороны его претензий на бытие, в силу чего
придается миру значение существующего, и, стало быть, в чем
именно заключается значение и смысл бытия» (Какабадзе,
1985. С.74). Таким образом, объективация является условием
дальнейшего рассмотрения окружающего мира. Она выполня-
ет функции некоего прерывания потока действительности, со-
средоточения на остановленном, выделения его из общего по-
тока и операции с ним.
   Сам по себе процесс выделения из множества есть началь-
ный этап выбора возможностей окружающего мира. При этом
сам механизм отбора может быть представлен нами на основе
идей Д.Н. Узнадзе как состоящий из двух уровней – первона-
чально происходит выбор на уровне интенциональности эко-
логического компонента (Узнадзе называет этот уровень уста-
новочным), затем (при необходимости) – выбор на уровне
объективации, то есть на уровне отношения. Если первый уро-
вень может быть обозначен как присущий не только человеку,
то второй характеризует уже сугубо человеческое свойство.
Установка, обладая свойством интенциональности на основе
действия экологического компонента, имеет возможность
быть связанной одновременно и с индивидом, и с окружаю-
щим миром, что вполне достаточно для осуществления пер-
вичного выбора. При этом, однако, очень сложно размышлять
о чьих-то преимуществах, поскольку, вероятнее всего, в при-
роде существует принцип разумной достаточности в форми-