Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 78 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
7
7
ровании способностей организма. Ему дается ровно столько,
сколько необходимо для извлечения возможностей из окру-
жающего мира для нормальной жизнедеятельности. Даже если
и можно говорить о каких-то резервах психики, то лишь с ого-
воркой их ограниченности, временности использования и
сложности использования в обыденной жизни. Ибо обладание
возможностями сверх необходимых потребностей, вероятно
,
столь же трагично, как и невозможность иметь что-то жизнен-
но необходимое. «Лишняя» возможность одного организма
оборачивается «недостающей» возможностью другого орга-
низма как существующих во взаимозависимом мире.
Форма сосуществования различных установок в окружаю-
щем мире обусловлена структурой этого окружающего мира.
Узнадзе действительность представляется в форме своеобраз-
ного поля в феноменологическом
его представлении. «Словом,
становится бесспорным, что действительность в плане уста-
новки представляет собой поле неисчерпаемых изменений,
безостановочного движения, исключающего даже мысль о то-
ждественности в ряду явлений. Коротко говоря, действитель-
ность в плане установки представляет собой поле не имеющих
конца, не знающих перерыва изменений. Другое деловторой
план этой действительности, обусловленный
принципом объ-
ективации, свойственным лишь этому плану. Как только дей-
ствительность сама же начинает казаться той же действитель-
ностью, сама же начинает становиться объектом для человека,
она выступает из ряда фактов, непосредственно обусловли-
вающих поведение человека, и становится самостоятельным
предметом, на который направляется внимание субъекта, ина-
че говоря, он объективируется.
На этой основе вырастают
мыслительные акты, направленные на возможно всестороннее
отражение объективированной таким образом действительно-
сти. В отличие от отражения в плане установки, здесь, в плане
объективации, мы имеем дело с отражением, построенным на
основе логического принципа тождества, необходимого для
регулирования актов нашей мысли» (Узнадзе, 1966. С.257). На
базе примерно аналогичного процесса
Гуссерль основывает
свою теоретическую установку, акцент в которой, по его мне-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      77
ровании способностей организма. Ему дается ровно столько,
сколько необходимо для извлечения возможностей из окру-
жающего мира для нормальной жизнедеятельности. Даже если
и можно говорить о каких-то резервах психики, то лишь с ого-
воркой их ограниченности, временности использования и
сложности использования в обыденной жизни. Ибо обладание
возможностями сверх необходимых потребностей, вероятно,
столь же трагично, как и невозможность иметь что-то жизнен-
но необходимое. «Лишняя» возможность одного организма
оборачивается «недостающей» возможностью другого орга-
низма как существующих во взаимозависимом мире.
   Форма сосуществования различных установок в окружаю-
щем мире обусловлена структурой этого окружающего мира.
Узнадзе действительность представляется в форме своеобраз-
ного поля в феноменологическом его представлении. «Словом,
становится бесспорным, что действительность в плане уста-
новки представляет собой поле неисчерпаемых изменений,
безостановочного движения, исключающего даже мысль о то-
ждественности в ряду явлений. Коротко говоря, действитель-
ность в плане установки представляет собой поле не имеющих
конца, не знающих перерыва изменений. Другое дело – второй
план этой действительности, обусловленный принципом объ-
ективации, свойственным лишь этому плану. Как только дей-
ствительность сама же начинает казаться той же действитель-
ностью, сама же начинает становиться объектом для человека,
она выступает из ряда фактов, непосредственно обусловли-
вающих поведение человека, и становится самостоятельным
предметом, на который направляется внимание субъекта, ина-
че говоря, он объективируется. На этой основе вырастают
мыслительные акты, направленные на возможно всестороннее
отражение объективированной таким образом действительно-
сти. В отличие от отражения в плане установки, здесь, в плане
объективации, мы имеем дело с отражением, построенным на
основе логического принципа тождества, необходимого для
регулирования актов нашей мысли» (Узнадзе, 1966. С.257). На
базе примерно аналогичного процесса Гуссерль основывает
свою теоретическую установку, акцент в которой, по его мне-