Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 79 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
78
нию, состоит в свободе от всяческих практических интересов,
в чистой страсти к созерцанию и познанию мира. Узнадзе же
говорит об объективации как средстве преодоления препятст-
вий при помощи мыслительной деятельности.
Здесь мы не будем вступать в полемику с автором по пово-
ду «отражения, построенного на основе логического принципа
тождества», но отметим
лишь, что и процесс объективации
Узнадзе, и процесс теоретической установки Гуссерля можно
представить как звенья одной цепипостепенное выделение
индивида как субъекта деятельности из окружающего мира.
Следовательно, взгляды Узнадзе на процессы объективации
вполне соотносимы с процессом эпохé. «От универсальной, но
мифопрактической установки резко отличается в любом ука-
занном смысле непрактическая «
теоретическая» установка,
установка thаymazein, из которой гиганты первого кульмина-
ционного периода греческой философииПлатон и Аристо-
тельвыводили начало философии. Человека охватывает
страсть к созерцанию и познанию мира, свободная от всяче-
ских практических интересов, и в замкнутом кругу познава-
тельных действий и посвященного ей времени преследуется и
творится не что иное
, как чистая theоria. Другими словами,
человек становится незаинтересованным наблюдателем, ози-
рающим мир, он превращается в философа; или скорее жизнь
его мотивируется новыми, лишь в этой установке возможными
целями, методами мышления, и в конце концов возникает фи-
лософияи он становится философом» (Гуссерль, 1986.
С.108).
Во всех описанных процессахи в акте
объективации, и в
теоретической установке Гуссерлянеизменно присутствует
окружающий предметный мир как один из важнейших компо-
нентов взаимодействия индивида и его окружения. Важно при
этом заметить, что установка, как и механизм объективации,
не говоря уже о теоретической установке Гуссерля, просто не
может быть ненаправленной; они не могут быть «пустыми»,
ненаполненными». Будучи
изначальной активностью челове-
ка, установка тем самым должна стать направленной на мир.
78                                            А.А. Девяткин
нию, состоит в свободе от всяческих практических интересов,
в чистой страсти к созерцанию и познанию мира. Узнадзе же
говорит об объективации как средстве преодоления препятст-
вий при помощи мыслительной деятельности.
   Здесь мы не будем вступать в полемику с автором по пово-
ду «отражения, построенного на основе логического принципа
тождества», но отметим лишь, что и процесс объективации
Узнадзе, и процесс теоретической установки Гуссерля можно
представить как звенья одной цепи – постепенное выделение
индивида как субъекта деятельности из окружающего мира.
Следовательно, взгляды Узнадзе на процессы объективации
вполне соотносимы с процессом эпохé. «От универсальной, но
мифопрактической установки резко отличается в любом ука-
занном смысле непрактическая «теоретическая» установка,
установка thаymazein, из которой гиганты первого кульмина-
ционного периода греческой философии – Платон и Аристо-
тель – выводили начало философии. Человека охватывает
страсть к созерцанию и познанию мира, свободная от всяче-
ских практических интересов, и в замкнутом кругу познава-
тельных действий и посвященного ей времени преследуется и
творится не что иное, как чистая theоria. Другими словами,
человек становится незаинтересованным наблюдателем, ози-
рающим мир, он превращается в философа; или скорее жизнь
его мотивируется новыми, лишь в этой установке возможными
целями, методами мышления, и в конце концов возникает фи-
лософия – и он становится философом» (Гуссерль, 1986.
С.108).
   Во всех описанных процессах – и в акте объективации, и в
теоретической установке Гуссерля – неизменно присутствует
окружающий предметный мир как один из важнейших компо-
нентов взаимодействия индивида и его окружения. Важно при
этом заметить, что установка, как и механизм объективации,
не говоря уже о теоретической установке Гуссерля, просто не
может быть ненаправленной; они не могут быть «пустыми»,
ненаполненными». Будучи изначальной активностью челове-
ка, установка тем самым должна стать направленной на мир.