Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 80 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
79
Из этих рассуждений становится понятным, что установке
не хватало именно интенциональности для того, чтобы стать
жизненным механизмом. Именно направленность на предмет
делает установку предметной, придает ей смысл. В противном
случае она просто повисает в воздухе и уже нет никакого «оп-
редмечивания», она становится просто теоретической услов-
ностью. Установка не может быть
беспредметна, хотя и явля-
ется таковой почти во всех теориях! Как отношение не может
быть отношением вообще, а не к чему-то конкретному, так и
установка существует только во взаимосвязи с каким-то опре-
деленным предметом. Эту функцию выполняет интенциональ-
ность экологического компонента. В свою очередь, сама на-
правленность не
может принадлежать только индивиду, по-
скольку она направлена вне его сознания, на окружающий
мир, который имеет возможности для удовлетворения потреб-
ностей индивида. То, что мы называли «видит» в контексте:
экологический компонент «видит» набор возможностей и вы-
бирает одну из них, – Гуссерль называет термином «интенди-
рует», «мнит». Метод Гуссерля является усмотрением сущно
-
сти, он часто употребляет выражение «это видно с очевидно-
стью», подчеркивая тем самым важность естественной уста-
новки понимания бытия.
Таким образом, одной из главнейших функций экологиче-
ского компонента установки является ее опредмечивание че-
рез механизм интенциональности. Это механизм того явления,
которое Леонтьев называл «личностным смыслом», «опредме-
чиванием» и т.д.
Установка не может существовать вне пред-
мета, ее просто нет. С предметом же ее связывает интенцио-
нальность экологического компонента.
Следует помнить при этом, что понятие направленности
неизбежно должно рассматриваться только в контексте поня-
тия «активность», которая, по Узнадзе, имеет две формы сво-
его непосредственного выражения: установка и объективация.
«Но если
это верно (взгляд на психику с точки зрения разви-
тия. – А.Д.), то в таком случае мы должны различать два уров-
ня психической активностиуровень установки, где мы кроме
аффективных находим и ряд малодифференцированных пер-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      79
   Из этих рассуждений становится понятным, что установке
не хватало именно интенциональности для того, чтобы стать
жизненным механизмом. Именно направленность на предмет
делает установку предметной, придает ей смысл. В противном
случае она просто повисает в воздухе и уже нет никакого «оп-
редмечивания», она становится просто теоретической услов-
ностью. Установка не может быть беспредметна, хотя и явля-
ется таковой почти во всех теориях! Как отношение не может
быть отношением вообще, а не к чему-то конкретному, так и
установка существует только во взаимосвязи с каким-то опре-
деленным предметом. Эту функцию выполняет интенциональ-
ность экологического компонента. В свою очередь, сама на-
правленность не может принадлежать только индивиду, по-
скольку она направлена вне его сознания, на окружающий
мир, который имеет возможности для удовлетворения потреб-
ностей индивида. То, что мы называли «видит» в контексте:
экологический компонент «видит» набор возможностей и вы-
бирает одну из них, – Гуссерль называет термином «интенди-
рует», «мнит». Метод Гуссерля является усмотрением сущно-
сти, он часто употребляет выражение «это видно с очевидно-
стью», подчеркивая тем самым важность естественной уста-
новки понимания бытия.
   Таким образом, одной из главнейших функций экологиче-
ского компонента установки является ее опредмечивание че-
рез механизм интенциональности. Это механизм того явления,
которое Леонтьев называл «личностным смыслом», «опредме-
чиванием» и т.д. Установка не может существовать вне пред-
мета, ее просто нет. С предметом же ее связывает интенцио-
нальность экологического компонента.
   Следует помнить при этом, что понятие направленности
неизбежно должно рассматриваться только в контексте поня-
тия «активность», которая, по Узнадзе, имеет две формы сво-
его непосредственного выражения: установка и объективация.
«Но если это верно (взгляд на психику с точки зрения разви-
тия. – А.Д.), то в таком случае мы должны различать два уров-
ня психической активности – уровень установки, где мы кроме
аффективных находим и ряд малодифференцированных пер-