Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
75
вотного типа должна каким-то образом перейти в установку
человеческого типа, но следы ее все равно должны сохранить-
ся у человека и по сей день.
Другой же важнейший момент состоит в том, что в соот-
ветствии с экологическим представлением об окружающем
мире человек ничем не отличается от животных с точки зрения
механизма непосредственного восприятия возможностей ок-
ружающего мира. Единственно, что различает человека и жи-
вотное в этой ситуации, так это дополнительные социальные
возможности, которые предоставлены человеку обществом.
Часть этих возможностей он воспринимает непосредственно
(через явное знание), частьопосредованно (через неявное
знание). Важно при этом то, что и у животного, и у
человека
есть общий компонент психики, общий компонент установ-
киэкологический. Если животное ограничивается им в своем
существовании, то человек добавляет к этому еще и компо-
нент аттитюда. Экологическая же логика существования и
формирования экологического компонента установки и для
человека, и для животного идентична и обусловлена единым
окружающим миром, принципиально одинаковым
строением
базовых анализаторов.
Важнейшим различающим моментом установки животного
и человека, по Д.Н. Узнадзе, является акт объективации, кото-
рый может возникнуть только на базе теоретической потреб-
ности, присущей человеку. Чрезвычайное значение имеет для
нас обращение Д.Н. Узнадзе к процессам, которые он называет
актами объективации, при этом крайне важно его представле
-
ние о «последовательности актов отношения к действительно-
сти», что представляется нам не иначе, как имеющее общее
основание с процессами формирования аттитюда, ибо главная
характеризующая основа аттитюда заключена именно в поня-
тии отношения. Здесьодно из главных отличительных
свойств аттитюда, который, в свою очередь, фундирован дру-
гим важнейшим свойством установкиее
способностью про-
изводить акт объективации.
Следовательно, социальная установка (то есть установка и
аттитюд как единое целое) обладает свойством отношения,
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      75
вотного типа должна каким-то образом перейти в установку
человеческого типа, но следы ее все равно должны сохранить-
ся у человека и по сей день.
   Другой же важнейший момент состоит в том, что в соот-
ветствии с экологическим представлением об окружающем
мире человек ничем не отличается от животных с точки зрения
механизма непосредственного восприятия возможностей ок-
ружающего мира. Единственно, что различает человека и жи-
вотное в этой ситуации, так это дополнительные социальные
возможности, которые предоставлены человеку обществом.
Часть этих возможностей он воспринимает непосредственно
(через явное знание), часть – опосредованно (через неявное
знание). Важно при этом то, что и у животного, и у человека
есть общий компонент психики, общий компонент установ-
ки – экологический. Если животное ограничивается им в своем
существовании, то человек добавляет к этому еще и компо-
нент аттитюда. Экологическая же логика существования и
формирования экологического компонента установки и для
человека, и для животного идентична и обусловлена единым
окружающим миром, принципиально одинаковым строением
базовых анализаторов.
   Важнейшим различающим моментом установки животного
и человека, по Д.Н. Узнадзе, является акт объективации, кото-
рый может возникнуть только на базе теоретической потреб-
ности, присущей человеку. Чрезвычайное значение имеет для
нас обращение Д.Н. Узнадзе к процессам, которые он называет
актами объективации, при этом крайне важно его представле-
ние о «последовательности актов отношения к действительно-
сти», что представляется нам не иначе, как имеющее общее
основание с процессами формирования аттитюда, ибо главная
характеризующая основа аттитюда заключена именно в поня-
тии отношения. Здесь – одно из главных отличительных
свойств аттитюда, который, в свою очередь, фундирован дру-
гим важнейшим свойством установки – ее способностью про-
изводить акт объективации.
   Следовательно, социальная установка (то есть установка и
аттитюд как единое целое) обладает свойством отношения,