Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 57 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
5
6
даэто не столько следствие недостатков того или иного пси-
хологического направления, сколько результат неправильного
видения собственно проблемы человека и его взаимоотноше-
ний с окружающим миром. Неустанно декларируемая позиция
заботы об окружающем мире и поиск пути адекватного суще-
ствования человека на самом деле скрывают за собой еще бо-
лее жесткие философские
основы понимания природы челове-
ка, его психики. Декартовский «человек-машина», фаустов-
ский гомункулус не идут ни в какое сравнение с компьютер-
ной метафорой человека либо гуманистической парадигмой
понимания сути человека. Если в первых вариантах окружаю-
щий мир противопоставлен человеку, то во втором случае
«дурной антропоцентризм» (П.Т. Шарден) заслоняет от
чело-
века истоки своей жизни, толкает его на противоборство со
своими основами.
Как бы ни пытались сегодня развенчать марксизм как мето-
дологическую основу психологии, невозможно отнять у него
самого главногоон вбирает в себя основные современные
философские идеи. Хотя многое и не было использовано, но
разве может, например, бихевиоризм или
психоанализ с их
философией Декарта ХVII века претендовать на сегодняшнее
философское осмысление психики человека? Даже гуманисти-
ческая направленность в философском плане представлена не
самыми крупными именами. Без внимания психологии совре-
менности остались Кант и Гегель, Гуссерль и Аквинский,
Аристотель и Хайдеггер. Список можно продолжать беско-
нечно, одно лишь совершенно точно: современная
психология
философски безнадежно безграмотна в силу своих позитиви-
стских ориентаций.
Отечественная психология, административно отлученная в
свое время от позитивизма, была вынуждена искать философ-
ские основы особого взгляда на человека. Отечественные пси-
хологи были в первую очередь свободны от ошибок ведущих
психологических направлений Запада, они пытались нащупать
свои пути. Достаточно назвать
имена С.Л. Рубинштейна,
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, которых
трудно сегодня втиснуть в узкие рамки картезианства.
56                                              А.А. Девяткин
да – это не столько следствие недостатков того или иного пси-
хологического направления, сколько результат неправильного
видения собственно проблемы человека и его взаимоотноше-
ний с окружающим миром. Неустанно декларируемая позиция
заботы об окружающем мире и поиск пути адекватного суще-
ствования человека на самом деле скрывают за собой еще бо-
лее жесткие философские основы понимания природы челове-
ка, его психики. Декартовский «человек-машина», фаустов-
ский гомункулус не идут ни в какое сравнение с компьютер-
ной метафорой человека либо гуманистической парадигмой
понимания сути человека. Если в первых вариантах окружаю-
щий мир противопоставлен человеку, то во втором случае
«дурной антропоцентризм» (П.Т. Шарден) заслоняет от чело-
века истоки своей жизни, толкает его на противоборство со
своими основами.
   Как бы ни пытались сегодня развенчать марксизм как мето-
дологическую основу психологии, невозможно отнять у него
самого главного – он вбирает в себя основные современные
философские идеи. Хотя многое и не было использовано, но
разве может, например, бихевиоризм или психоанализ с их
философией Декарта ХVII века претендовать на сегодняшнее
философское осмысление психики человека? Даже гуманисти-
ческая направленность в философском плане представлена не
самыми крупными именами. Без внимания психологии совре-
менности остались Кант и Гегель, Гуссерль и Аквинский,
Аристотель и Хайдеггер. Список можно продолжать беско-
нечно, одно лишь совершенно точно: современная психология
философски безнадежно безграмотна в силу своих позитиви-
стских ориентаций.
   Отечественная психология, административно отлученная в
свое время от позитивизма, была вынуждена искать философ-
ские основы особого взгляда на человека. Отечественные пси-
хологи были в первую очередь свободны от ошибок ведущих
психологических направлений Запада, они пытались нащупать
свои пути. Достаточно назвать имена С.Л. Рубинштейна,
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, которых
трудно сегодня втиснуть в узкие рамки картезианства.