Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
51
под влиянием стремления установить соответствие внутри ее
когнитивной структуры. В случае неконгруэнтности выход
состоит в том, что происходит одновременное изменение от-
ношений к коммуникатору и к объекту.
Методика семантического дифференциала (СД) создавалась
для исследования значений. В основной своей книге «Изме-
рение значения» (1957) авторы придерживались во многом
бихевиористических позиций, хотя сама проблема
взята ими
из когнитивной ориентации. Основываясь на уже давно заме-
ченном факте, что стимул как знак и стимул как объект нико-
гда не совпадают друг с другом в жизни, они предположили,
что реакция на знак зависит от предшествующего ассоцииро-
вания знака с означаемым. Осгуд назвал измерение коннота-
ций измерением «эмотивного»
компонента. Им разработана
теория «семантического пространства значений» для правиль-
ного отбора биполярных шкал прилагательных в методике СД.
В отличие от Хайдера и Ньюкомба в теории Осгуда возмо-
жен прогноз изменения дисбаланса, который зависит не толь-
ко от знака, но и от интенсивности, а также не только через
изменение знака, но и
через интенсивность отношения ко всем
членам триады (см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 1978).
Методика семантического дифференциала предоставляет ис-
следователю возможность непосредственного измерения со-
циальных установок личности, что по ряду причин часто име-
ет первостепенное значение. Здесь нет необходимости в гро-
моздких процедурах конструирования шкал аттитюдов, по-
добных терстоуновским, лайкертовским или другим. Все
по-
строено на предъявлении индивиду определенного списка би-
полярных прилагательных. Основываясь на той идее, что лю-
бая точка в пространстве, которая представляет значение, мо-
жет иметь направление и расстояние от начальной точки, Ос-
гуд считает, что эти свойства «можно рассматривать как каче-
ство и интенсивность значения соответственно» (Оsgооd,
1957). «Разрабатываемая
Осгудом техника измерения значения
прямо связывается автором с теориями научений... Вместе с
тем сам же автор апеллирует к «менталистской» точке зрения
на значение, а в дальнейшем приходит к построению теории,
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   51
под влиянием стремления установить соответствие внутри ее
когнитивной структуры. В случае неконгруэнтности выход
состоит в том, что происходит одновременное изменение от-
ношений к коммуникатору и к объекту.
   Методика семантического дифференциала (СД) создавалась
для исследования значений. В основной своей книге «Изме-
рение значения» (1957) авторы придерживались во многом
бихевиористических позиций, хотя сама проблема взята ими
из когнитивной ориентации. Основываясь на уже давно заме-
ченном факте, что стимул как знак и стимул как объект нико-
гда не совпадают друг с другом в жизни, они предположили,
что реакция на знак зависит от предшествующего ассоцииро-
вания знака с означаемым. Осгуд назвал измерение коннота-
ций измерением «эмотивного» компонента. Им разработана
теория «семантического пространства значений» для правиль-
ного отбора биполярных шкал прилагательных в методике СД.
   В отличие от Хайдера и Ньюкомба в теории Осгуда возмо-
жен прогноз изменения дисбаланса, который зависит не толь-
ко от знака, но и от интенсивности, а также не только через
изменение знака, но и через интенсивность отношения ко всем
членам триады (см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 1978).
Методика семантического дифференциала предоставляет ис-
следователю возможность непосредственного измерения со-
циальных установок личности, что по ряду причин часто име-
ет первостепенное значение. Здесь нет необходимости в гро-
моздких процедурах конструирования шкал аттитюдов, по-
добных терстоуновским, лайкертовским или другим. Все по-
строено на предъявлении индивиду определенного списка би-
полярных прилагательных. Основываясь на той идее, что лю-
бая точка в пространстве, которая представляет значение, мо-
жет иметь направление и расстояние от начальной точки, Ос-
гуд считает, что эти свойства «можно рассматривать как каче-
ство и интенсивность значения соответственно» (Оsgооd,
1957). «Разрабатываемая Осгудом техника измерения значения
прямо связывается автором с теориями научений... Вместе с
тем сам же автор апеллирует к «менталистской» точке зрения
на значение, а в дальнейшем приходит к построению теории,