Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
50
но. В ней отсутствует элегантность и точность, которые обыч-
но ассоциируются с научным теоретизированием». Аронсон
отмечает, что работы в области когнитивного диссонанса
очень многочисленны и многообразныот опытов с крысами
(Lоrеns аnd Festingеr, 1962) до формирования ценностей у де-
тей (Аrоnsоn апd Саrlsmih, 1963); от исследований голодания
студентов (Вr
еm, Веk аnd Вооnоff, 1964) до изучения устано-
вок религиозных фанатиков (Fеstingеr, Rikеn аnd Shahter 1956)
(см.: Аrоnson, 1969).
Хорошо известны довольно полные обзоры по проблеме
когнитивного диссонанса, принадлежащие перу Фестингера
(1957), а также Фестингера и Аронсона (1960), Брема и Коуэна
(1962), Фестингера и Брела (1962), Фестингера и Фридмана
(1964). По мнению Аронсона, распространение эксперимен
-
тальных исследований и теории диссонанса можно объяснить
простотой теории и ее общим характером. Дэрил Д.Бэм в ста-
тье «Самосознание: альтернативное толкование феномена ког-
нитивного диссонанса» пишет: «Теория также имеет свои кри-
зисы. Мнения относительно различных аспектов теории ког-
нитивного диссонанса, распространенные от умеренных (Аsch,
1958; Вruner, 1957; Кеllу, 1962; Оsgоо
d, 1960; Zаjоnс, 1960) до
суровых (Сhараnis аnd Сhараnis, 1964) и альтернативных ин-
терпретаций были предложены как результаты практического
изучения. Для теории когнитивного диссонанса не было пред-
ложено никакой альтернативной теории, однако благодаря ей
многие идеи получили жизнь» (Веm, 1967).
Так, в частности, Чарльз Осгуд предполагает, что диссо-
нанс в системе
установок индивида возникает и зависит преж-
де всего от интенсивности отношений слушателя к объекту и
коммуникатору. Осгудом и его коллегами для изучения этого
явления была предложена методика, которую они обозначили
как «методика семантического дифференциала» (1957). Обще-
известно, что понятие «конгруэнтность» Ч. Осгуда можно
приравнять к понятию «баланс» Ф. Хайдера и понятию «кон
-
сонанс» Л. Фестингера. Главное отличие теории Осгуда состо-
ит в том, что она пытается предсказать изменение аттитюдов
50                                                А.А. Девяткин
но. В ней отсутствует элегантность и точность, которые обыч-
но ассоциируются с научным теоретизированием». Аронсон
отмечает, что работы в области когнитивного диссонанса
очень многочисленны и многообразны – от опытов с крысами
(Lоrеns аnd Festingеr, 1962) до формирования ценностей у де-
тей (Аrоnsоn апd Саrlsmih, 1963); от исследований голодания
студентов (Вrеm, Веk аnd Вооnоff, 1964) до изучения устано-
вок религиозных фанатиков (Fеstingеr, Rikеn аnd Shahter 1956)
(см.: Аrоnson, 1969).
   Хорошо известны довольно полные обзоры по проблеме
когнитивного диссонанса, принадлежащие перу Фестингера
(1957), а также Фестингера и Аронсона (1960), Брема и Коуэна
(1962), Фестингера и Брела (1962), Фестингера и Фридмана
(1964). По мнению Аронсона, распространение эксперимен-
тальных исследований и теории диссонанса можно объяснить
простотой теории и ее общим характером. Дэрил Д.Бэм в ста-
тье «Самосознание: альтернативное толкование феномена ког-
нитивного диссонанса» пишет: «Теория также имеет свои кри-
зисы. Мнения относительно различных аспектов теории ког-
нитивного диссонанса, распространенные от умеренных (Аsch,
1958; Вruner, 1957; Кеllу, 1962; Оsgооd, 1960; Zаjоnс, 1960) до
суровых (Сhараnis аnd Сhараnis, 1964) и альтернативных ин-
терпретаций были предложены как результаты практического
изучения. Для теории когнитивного диссонанса не было пред-
ложено никакой альтернативной теории, однако благодаря ей
многие идеи получили жизнь» (Веm, 1967).
   Так, в частности, Чарльз Осгуд предполагает, что диссо-
нанс в системе установок индивида возникает и зависит преж-
де всего от интенсивности отношений слушателя к объекту и
коммуникатору. Осгудом и его коллегами для изучения этого
явления была предложена методика, которую они обозначили
как «методика семантического дифференциала» (1957). Обще-
известно, что понятие «конгруэнтность» Ч. Осгуда можно
приравнять к понятию «баланс» Ф. Хайдера и понятию «кон-
сонанс» Л. Фестингера. Главное отличие теории Осгуда состо-
ит в том, что она пытается предсказать изменение аттитюдов