Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
5
родительской науки на юношеском экспериментальном поры-
ве Вильгельма Вундта оказалось ошибочным, но гордость
«самостоятельной» науки не позволяет психологии до сих пор
корректно вернуться на несколько сот лет назад и попытаться
понять проблемы, поставленные другими учеными. Отцы-
физиологи могут быть поняты нами и оценены по достоинст-
ву, поскольку находились на самом
гребне мощнейшей волны
веры во всемогущество наукиводоворот событий, идей и
потрясений конца ХIХначала ХХ века неотвратимо уносил
человечество от того, что так надоело ему за двадцать столе-
тий. Старые идеи мешали новым умам, и казалось, стóит толь-
ко выбрать инструмент понадежнее, навалиться всеми про-
блемы устройства
мира будут решены за несколько лет.
Именно такое время могло родить Фрейда, Торндайка, Уотсо-
на, Павлова, Вертгеймера, Коффку, Келера, Оллпорта, Юнга,
Вундта и других, но именно они открыли ящик Пандоры пси-
хологии с его бессознательным, рефлексом, гештальтом, архе-
типом, аттитюдом, экспериментом, которые окончательно за-
путают современного наивного наблюдателя, осмелившегося
поверить
до конца хотя бы в одно из этих понятий или им по-
добных.
Однако сегодня, в начале XXI века, человечество не при-
близилось ни на йоту к пониманию души, но приобрело целый
класс людей, считающих себя специалистами в области пси-
хологии. Практического психолога никогда не смутит вопрос
о предмете его науки, поскольку
для него этот вопрос не су-
щественный. Это «химера теоретиков», которая мешает «опти-
мизировать», «конструировать», «адаптировать», «манипули-
ровать», «формировать», «развивать» и прочее. Только не сле-
дует спрашивать, что конкретно будет оптимизироваться, кон-
струироваться, адаптироваться, манипулироваться, формиро-
ваться и развиваться... Реалисту в психологии сегодня понят-
но, что психология может твердо рассчитывать
только на
Г. Фехнера и Э. Вебера.
Мало чем отличается в этой связи и объект нашего внима-
ниясоциальная установка: те же амбиции, надежды, разоча-
рование и забвение. И логика нашего научного интереса ана-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   5
родительской науки на юношеском экспериментальном поры-
ве Вильгельма Вундта оказалось ошибочным, но гордость
«самостоятельной» науки не позволяет психологии до сих пор
корректно вернуться на несколько сот лет назад и попытаться
понять проблемы, поставленные другими учеными. Отцы-
физиологи могут быть поняты нами и оценены по достоинст-
ву, поскольку находились на самом гребне мощнейшей волны
веры во всемогущество науки – водоворот событий, идей и
потрясений конца ХIХ – начала ХХ века неотвратимо уносил
человечество от того, что так надоело ему за двадцать столе-
тий. Старые идеи мешали новым умам, и казалось, стóит толь-
ко выбрать инструмент понадежнее, навалиться всем – и про-
блемы устройства мира будут решены за несколько лет.
Именно такое время могло родить Фрейда, Торндайка, Уотсо-
на, Павлова, Вертгеймера, Коффку, Келера, Оллпорта, Юнга,
Вундта и других, но именно они открыли ящик Пандоры пси-
хологии с его бессознательным, рефлексом, гештальтом, архе-
типом, аттитюдом, экспериментом, которые окончательно за-
путают современного наивного наблюдателя, осмелившегося
поверить до конца хотя бы в одно из этих понятий или им по-
добных.
   Однако сегодня, в начале XXI века, человечество не при-
близилось ни на йоту к пониманию души, но приобрело целый
класс людей, считающих себя специалистами в области пси-
хологии. Практического психолога никогда не смутит вопрос
о предмете его науки, поскольку для него этот вопрос не су-
щественный. Это «химера теоретиков», которая мешает «опти-
мизировать», «конструировать», «адаптировать», «манипули-
ровать», «формировать», «развивать» и прочее. Только не сле-
дует спрашивать, что конкретно будет оптимизироваться, кон-
струироваться, адаптироваться, манипулироваться, формиро-
ваться и развиваться... Реалисту в психологии сегодня понят-
но, что психология может твердо рассчитывать только на
Г. Фехнера и Э. Вебера.
   Мало чем отличается в этой связи и объект нашего внима-
ния – социальная установка: те же амбиции, надежды, разоча-
рование и забвение. И логика нашего научного интереса ана-