Философия. Семинарские занятия. Дробжева Г.М - 13 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Вопросы для самостоятельной работы
1. Почему немецкая классическая философия выделяется в отдельный этап в развитии мировой философской мысли?
2. Каковы общие черты немецкой классической философии и философии периода Нового времени?
3. Докажите, что философское наследие немецких классиков укладывается в «прокрустово ложе» основных структур-
ных элементов философии.
4. Почему И. Канта называют агностиком? На конкретных примерах покажите разницу «явлений» и «вещей в себе» в
творчестве И. Канта.
5. В чем особенность «практической» философии И. Канта?
6. Продемонстрируйте действие трех законов диалектики на понятиях «Я», «не-Я» и «сверх-Я» в философии И. Фихте.
7. В чем различие понятия «интеллектуальная интуиция» у Р. Декарта и Ф. Шеллинга?
8. Каково основное противоречие между системой и методом Г. Гегеля?
9. Сравните взгляды на религию И. Канта и Л. Фейербаха.
10. Каково значение немецкой классической философии для развития философского знания в целом?
Список рекомендуемой литературы
1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М., 1973.
2. Богомолов, А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. / А.С. Богомолов. – М., 1969.
3. Бур, М. Притязание разума / М. Бур, Г. Иррлиц. – М., 1978.
4. Быкова, М.Ф. Абсолютная идея и Абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, А.В. Кричевский. – М., 1993.
5. Быховский, В. Фейербах / В. Быховский. – М., 1967.
6. Гайденко, П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко. – М., 1990.
7. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М., 1971.
8. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.
9. Замятина, Л.Ф. Философия Канта и современный идеализм / Л.Ф. Замятина, В.Б. Кулешов. – М., 1987.
10. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учения о конкретности Бога и человека / И.А. Ильин. – СПб., 1994.
11. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.
12. Каримский, А.М. Философия истории Гегеля / А.М. Каримский. – М., 1988.
13. Кисель, М.А. Гегель и современный мир / М.А. Киссель. – Л., 1982.
14. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. / В.Н. Кузнецов. – М.,
1989.
15. Мотрошилова, Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики» / Н.В. Мотрошилова. – М., 1984.
16. Нерсесянц, Н.С. Гегель / Н.С. Нерсесянц. – М., 1979.
17. Ойзерман, Т.И. Главные философские направления / Т.И. Ойзерман. – М., 1984.
18. Скрыпник, А.П. Категорический императив Иммануила Канта / А.П. Скрыпник. – М., 1978.
19. Соловьев, Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. – М., 1982.
20. Философия Гегеля: проблемы диалектики. – М., 1987.
21. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.
22. Шинкарук, В.И. Теория познания, логика и диалектика И. Канта / В.И. Шинкарук. – Киев, 1974.
23. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
– 2-е изд. – Т. 21.
Тема 8. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX – ХХ вв.
Вопросы для общего обсуждения
1. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследия и ут-
верждение новых принципов.
2. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма.
3. Проблемы науки, познания, языка в позитивистской философии.
4. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о сущности человека и культуры.
Темы сообщений
1. Позитивизм и возникновение философии науки.
2. Ф. Ницше о «воле к власти».
3. К. Юнг о «коллективном бессознательном».
4. Концепция открытого общества К. Поппера.
5. Экзистенциализм о значении «пограничных ситуаций».
Методические рекомендации
Приступая к ответу на первый вопрос, рассмотрите особенности развития культуры, науки, техники середины XIX в.,
которые обусловили главные отличительные черты философии конца XIX – ХХ вв. Обратите особое внимание на противо-
речивость указанного периода времени, отмеченного революционными преобразованиями в самых различных областях че-
ловеческой деятельности. Затем подробно раскройте сущность произошедшей переоценки ценностей и смены философских
парадигм, покажите, от какого наследства отказалась философия конца XIX ХХ вв. и что она стремилась утвердить.