Философия. Семинарские занятия. Дробжева Г.М - 12 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Раскрывая третий вопрос, обратитесь к анализу монистического учения Б. Спинозы, дуалистическому пониманию
субстанции Р. Декарта и плюралистической теории монад Г.В. Лейбница.
В четвертом вопросе коснитесь фундаментальных концепций естественного права и общественного договора, разра-
ботанных Т. Гоббсом и Д. Локком.
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем Ф. Бэкон видел цель научного познания?
2. Как проявился переход многих философов Нового времени на позиции пантеизма и деизма во взаимоотношениях с
религией?
3. Какое значение придавал Р. Декарт принципу сомнения?
4. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах?
5. Как понять утверждение субъективных идеалистов о том, что в познании мы имеем дело лишь с совокупностью на-
ших ощущений?
6. В чем смысл высказывания Дж. Беркли: «Существоватьзначит быть воспринимаемым»?
7. Что является причиной и взаимосвязью двух субстанций в учении Р. Декарта?
8. Каковы особенности понимания Бога в философии Б. Спинозы?
9. Какова иерархия монад в онтологии Г.В. Лейбница?
10. В чем заключается социально-философский смысл высказывания Т. Гоббса «Человек человекуволк»?
Список рекомендуемой литературы
1. Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII – начало XVIII в.) / В.Ф. Асмус. –
М., 1965.
2. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М., 1985.
3. Кузнецов, В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. – М., 1986.
4. Лазарев, А.В. Становление философского сознания Нового времени / А.В. Лазарев. – М., 1987.
5. Мотрошилова, Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII вв. / Н.В. Мотрошилова. – М., 1969.
6. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII в. / И.С. Нарский. – М., 1973.
7. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.
8. Шашкевич, П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П.Ф. Шашкевич. – М., 1976.
Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вопросы для общего обсуждения
1. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.
2. Эволюция теории познания у немецких классиков.
3. Онтологическая проблематика в немецкой классической философии.
4. Человек и общество в понимании немецких философов классического периода.
Темы сообщений
1. «Портретная галерея» мыслителей немецкой классической философии.
2. «Докритический» период творчества И. Канта.
3. «Я» и «не-Я» в учении И.Г. Фихте.
4. Ф.В.Й. Шеллинг о природе гениальности в искусстве.
5. Гегельянство.
6. Философия любви Л.А. Фейербаха.
Методические рекомендации
Приступая к ответу на первый вопрос, раскройте особенности конкретно-исторической ситуации в Германии конца
XVIII в., породившей столь необычный феноменклассическую немецкую философию. Следует коснуться и ее теоретиче-
ских источников, главными из которых были рационализм и эмпиризм философии Нового времени, проблема соотношения
разумного и неразумного в философии Просвещения и рассудочность романтизма. Приходится считаться с тем обстоятель-
ством, что синтез этого явления в мировой философии весьма сложен, а философская система каждого из классиков имеет
свои особенности. Тем не менее, среди основных черт немецкой классической философии можно выделить культ разума,
принцип историзма, особое внимание к проблеме различения подлинного и неподлинного бытия, идее развития, бытию че-
ловека в мире культуры.
Во втором вопросе основной упор следует сделать на выяснении отношения Канта к возможностям и способам позна-
ния окружающего мира и решении им проблемы человека, развитие диалектики в воззрениях И. Фихте и Г. Гегеля.
Отвечая на третий вопрос, сосредоточьтесь на системе Г. Гегеля (развитие Абсолютной Идеи) и понимании природы
как «колыбели мировой души» у Ф. Шеллинга.
Чтобы составить ответ на четвертый вопрос, необходимо раскрыть суть этики и понимания свободы индивида у И.
Канта, концепции прогресса исторического развития и гражданского общества у Г. Гегеля, воззрений Л. Фейербаха на чело-
века.