ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какие идейные основы объединяют периоды Ренессанса и Просвещения?
2. Почему в этот период большинство философов выступало преимущественно только против церкви, а не против ре-
лигии вообще?
3. Изменилось ли мышление обычного европейца в это время? Почему?
4. Почему Бог по-прежнему присутствовал в философских исканиях мыслителей указанного периода?
5. Объясните значение терминов «теизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм» в свете происходившей в то время научной
революции?
6. Каким образом происходившая в то время научная революция повлияла на развитие натурфилософии изучаемого
периода?
7. Почему проблема человека выходит на первое место в философских исканиях мыслителей эпохи Возрождения?
8. Какова общая тенденция в развитии философской антропологии в периоды Возрождения и Просвещения?
9. Почему в период Ренессанса возникла потребность в создании утопических проектов?
10. Почему в эпоху Возрождения социально-философской проблематике большинство мыслителей отводили второсте-
пенную роль, а в период Просвещения она выходит на одно из первых мест?
Список рекомендуемой литературы
1. Бакунин, М.А. О Макиавелли / М.А. Бакунин // Вопросы философии. – 1990. – № 12.
2. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М., 1989.
3. Гарэн, Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн. – М., 1986.
4. Горфункель, А.Ф. Томмазо Кампанелла / А.Ф. Горфункель. – М., 1969.
5. Горфункель, А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. – М., 1980.
6. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.
7. Кузнецов, В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения / В.Н. Кузнецов. – М., 1965.
8. Лазарев, А.В. Становление философского познания Нового времени / А.В. Лазарев. – М., 1987.
9. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1998.
10. Момджян, Х.Н. Французское Просвещение XVIII века / Х.Н. Момджян. – М., 1973.
11. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII в. / И.С. Нарский. – М., 1973.
12. Осиновский, И.Н. Томас Мор / И.Н. Осиновский. – М., 1985.
13. Ревякина, Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV – первой половины XV в. / Н.В. Ревяки-
на. – Новосибирск, 1975.
14. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – М., 1996.
15. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М.–СПб., 1997.
16. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. –
М., 1991. – С. 301 – 326.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Вопросы для общего обсуждения
1. Содержание естественно-научной революции XVII в. и ее влияние на философию Нового времени.
2. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм.
3. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.
4. Политическая философия Нового времени.
Темы сообщений
1. «Идолы» познания Фрэнсиса Бэкона.
2. Интеллектуальная интуиция Рене Декарта.
3. Бенедикт Спиноза: «Свобода есть познанная необходимость».
4. Основы теории либеральной демократии в учении Джона Локка.
5. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества.
Методические рекомендации
В первом вопросе обратите особое внимание на становление экспериментально-математического естествознания XVII –
XVIII вв., приведите примеры наиболее значительных открытий в этой области. На основании анализа этого «парада откры-
тий» сделайте вывод об изменении стиля мышления и характера философствования этой эпохи.
Анализируя второй вопрос, раскройте суть каждого из указанных направлений, обратившись к творчеству их видней-
ших представителей. В рационалистическом учении Р. Декарта выделите обоснование им рационально-дедуктивного метода
познания. При анализе эмпиризма Ф. Бэкона обратите особое внимание на проведенную им критическую работу по рефор-
мированию науки и разработку опытно-индуктивного метода познания. Излагая основные положения сенсуалистической
теории познания Т. Гоббса, объясните смысл его понимания мышления как «сложения» и «вычитания» знаков. В сенсуализ-
ме Дж. Локка заострите внимание на его понимании души человека как «чистой доски». Приведите аргументы Дж. Беркли и
Д. Юма о невозможности объективного познания мира.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »