ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3. Каково изменение акцентов при решении вопроса об устройстве мира от периода ранней античной философии к
этапу ее расцвета?
4. Почему онтологическая проблематика стала менее актуальной в эллинистическо-римский период?
5. Как изменилось понимание смысла человеческой жизни от эллинского периода к эллинистическо-римскому этапу?
6. Что заставило Платона создать свой проект идеального государства?
7. Какова была основа столь широкого охвата Аристотелем в книге «Политика» существующих форм государственно-
го устройства?
8. Какой из проектов государственного устройства более реалистичен: Платона или Аристотеля? Почему?
9. Какие философские методы зародились в античной философии при познании окружающего мира?
10. Какова общая тенденция эволюции гносеологической проблематики в античной философии?
Список рекомендуемой литературы
1. Асмус, В.Ф. Античная философия: История философии / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М., 2003.
2. Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. – М., 1985.
3. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли : пер. с фр. / Ж.-П. Вернан. – М., 1988.
4. Гомперц, Т. Греческие мыслители : пер. с нем / Т. Гомперц. – СПб., 1999. – Т. 1.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1986.
6. Джохадзе, Д.В. Основные этапы развития античной философии / Д.В. Джохадзе. – М., 1977.
7. Доброхотов, А.Л. Учение досократиков о бытии / А.Л. Доброхотов. – М., 1980.
8. Ильинская, Л.С. Античность : краткий энциклопедический справочник / Л.С. Ильинская. – М., 1999.
9. История философии: Запад – Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 1. Философия древности и сред-
невековья. – М., 1985.
10. Мамардашвили, М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. – М., 1997.
11. Нерсесянц, В.С. Античная философия / В.С. Нерсесянц. – М., 1976.
12. Семушкин, А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии : учеб. пособие / А.В.
Семушкин. – М., 1996.
13. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991.
Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вопросы для общего обсуждения
1. Формирование средневековой христианской философии, особенности ее онтологии, гносеологии и антропологии.
2. От патристики – к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.
3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного.
4. Основные направления арабо-мусульманской философии.
Темы сообщений
1. Соотношение разума и веры в средневековой философии.
2. Спор о природе универсалий (номинализм и реализм).
3. Значение философского творчества Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Рошда).
4. Теория двойственности истины в философии Средневековья.
5. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос раскройте причины распространения в начале I тысячелетия н.э. в Римской империи но-
вой религии – христианства. Охарактеризовав важнейшие черты средневековой философии – теоцентризм, креационизм,
идеи творения и откровения, провиденциализм, несложно определить особенности ее онтологии – теоцентризм, гносеологии
– иррационализм, антропологии – дуализм, признающий двойственную природу человека – божественную и земную.
Во втором вопросе определите хронологические рамки и имена представителей этих этапов. Затем раскройте суть ос-
новных проблем, которые решали в отмеченные периоды Отцы церкви, и особенности их решения: бытия бога, обоснования
Его триединой сущности, отношения веры и разума, божественной предопределенности, спасения души, существования зла
в мире и др. В качестве итога сделайте вывод о том, в чем заключается новаторство Августина, в каком смысле его можно
считать мыслителем, направившим философию по новому пути.
Третий вопрос требует развернутого изложения таких особенностей творчества Августина Блаженного, как понимание
Бога, человеческой души, значения воли, цели человеческой жизни, смысла познания, соотношения добра и зла, содержания
истории человечества.
В четвертом вопросе уточните, какие философские учения принято объединять под названием «арабская философия».
Характеризуя важнейшие из них, выясните их источники, отношение к античной философии. Приведите примеры различных
способов решения арабскими мыслителями проблем бытия Бога, познания, смысла человеческой жизни. Выясните, в чем
состояло отличие арабской средневековой философии от западноевропейской.
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем отличия понимания Бога в античной и средневековой философии?
2. Каким образом Августин Блаженный понимал свободу воли?
3. Как изменилось понимание человека в философии средневековья по сравнению с античными антропологическими
концепциями?
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »