Философия. Семинарские занятия. Дробжева Г.М - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Список рекомендуемой литературы
1. Ахундов, М.Д. Естествознание и религия в системе культуры / М.Д. Ахундов, Л.Б. Бажанов // Вопросы философии.
– 1992. – 12.
2. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 1996.
3. Гедель, К. Расселовская философия математики / К. Гедель // Рассел Б. Введение в математическую философию. –
Новосибирск, 1996.
4. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. – М., 1989.
5. Горелов, А.А. Древо духовной жизни / А.А. Горелов. – М., 1994.
6. Мигдал, А.В. Физика и философия / А.В. Мигдал // Вопросы философии. – 1990. – 1.
7. Парис, К. Техника и философия / К. Парис // Это человек. Антология. – М., 1995.
8. Рузавин, Г.И. Философские проблемы оснований математики / Г.И. Рузавин. – М., 1978.
9. Соколов, В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий / В.В. Соколов // Философия и жизнь. – 1998.
5.
10. Сурио, Э. Искусство и философия / Э. Сурио // Вопросы философии. – 1994. – 7–8.
11. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.
12. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В.Н. Топоров. – М., 1995.
13. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М., 1995.
14. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. – М., 1994.
15. Ясперс, К. Философия и религия / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 456 – 476.
Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Вопросы для общего обсуждения
1. Предпосылки возникновения восточной философии.
2. Основные проблемы древневосточной философии:
а) проблема кругооборота бытия в философско-религиозных учениях Древней Индии и всеобщий естественный путь
вещей в китайских учениях;
б) человеческая жизнь как цепь перерождений в учениях Древней Индии и проблема идеального человека в философии
Древнего Китая;
в) проблема постижения истины в древнекитайских и древнеиндийских учениях.
Темы сообщений
1. Значение категорий «Инь» и «Ян» в китайской философии.
2. «Четыре благородные истины» Будды.
3. Принцип ахимсы в индийской философии.
4. Принцип «у-вэй» (не-деяния) в даосизме.
5. Конфуцианское учение о «благородном муже».
Методические рекомендации
В поисках ответа на первый вопрос следует обратиться к периоду, непосредственно предшествовавшему VI в. до н.э.,
когда в Индии и Китае осуществлялся переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Определите разнообразные факторы, подготовившие этот переход, выясните особенности мифологической и религиозной
картины мира в этих регионах, рассмотрите ведические и индуистские тексты (Индия), труды известных учителейсовер-
шенномудрых») Китая.
Ответить на второй вопрос Вам поможет обращение к таким понятиям, как «сансара», «карма», «дхарма», объяснение
смысла понятий «Дао», «инь», «ян», «ци», их взаимосвязи (2а); обращение к философии буддизма, джайнизма, локаяты,
конфуцианскому учению об «идеальном человеке», даосскому идеалу мудреца (2б); выяснение специфических особенностей
познавательного процесса в восточной и западной культуре, решения проблем познания на примере двух-трех древнеиндий-
ских (к примеру, ньяя, вайшешика, йога) и древнекитайских (даосизм, моизм) философских учений (2в).
Вопросы для самостоятельной работы
1. Как понимался путь нравственного самосовершенствования в Упанишадах?
2. Почему и каким образом в VI в. до н.э. в Индии усиливается критика ведического брахманизма?
3. Почему философию чарваки (локаяты) называют попыткой борьбы с догматизмом?
4. Как понималась сущность личности и ее отношения с материальным миром в джайнизме?
5. Какой характер носит проповедь аскетической жизни в джайнизме: эгоистический или эгоцентристский?
6. В чем выразилась этико-практическая направленность философии буддизма?
7. Чем отличаются трактовки Дао в конфуцианстве и даосизме?
8. Каким образом в конфуцианстве сочетаются антропоцентризм и утверждение коллективизма?
9. Как даосы представляли бессмертие и пути его достижения?
10. Каким образом легисты обосновывали несовместимость политики и морали?
Список рекомендуемой литературы
1. История философии: ЗападРоссияВосток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 1. Философия древности и сред-
невековья. – М., 1985.