ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
политики в конфуцианстве.
3 В чем суть даосского учения о «человеке естественном» и пути достижения гармонии с Дао?
4 Как происходила эволюция конфуцианского и даосского учений, какую роль они играли в Китае
в различные исторические периоды?
Методические рекомендации
Раскрывая первый вопрос, необходимо иметь в виду, что на рубеже перехода предфилософии в фи-
лософию (XXI – VII вв. до н.э.) в Китае все явления природно-родовой жизни осмысливались как кру-
говая динамика чередования активности и пассивности, пробуждения и засыпания, взаимодействия
противоположностей, образующих основу жизни, и что наглядным выражением их единства стали по-
нятия Ян и Инь. Эта же «естественная» ритмика получила название Дао. Понять первоначальный смысл
этой ключевой категории мышления можно, обратившись к анализу «Книги перемен» и «Книги исто-
рии». Покажите также, что за многообразием природы, по мнению древних мыслителей, скрывалось
небольшое число первоэлементов. «Небо и земля» рассматривались как «родители» человека, а «вещи»
– как его «сотоварищи». Постарайтесь подчеркнуть исключительно важное значение понятия «Небо» в
древнекитайской картине мира.
При ответе на второй вопрос подчеркните, что Конфуций стремился возродить «высокую старину»,
пришедшую в упадок, при помощи всеобщего нравственного воспитания и самовоспитания. Именно
поэтому в основу учения о государственном управлении он положил этико-философские принципы.
Обратитесь к анализу таких принципов, как «взаимное стремление к добру», «следование срединному
пути», «сыновняя почтительность» (благочестие), «почитание старшего брата», и других этических ка-
тегорий конфуцианства (преданность, взаимность, великодушие, срединность и постоянство, искрен-
ность, совершенная мудрость).
При освещении третьего вопроса отметьте главные особенности понимания Дао в даосизме, опре-
делившие, в свою очередь, и понимание смысла человеческой жизни.
Отвечая на четвертый вопрос, задумайтесь, в какой степени само содержание этих учений могло
быть наиболее востребованным в разные исторические эпохи и в различных социальных сферах. Пока-
жите, что популярность той или иной идеологической системы во многом зависит от конкретно-
исторических интересов государства.
Тема 6
Даосское учение о достижении гармонии
в Поднебесной
Вопросы
1 Каковы исторические условия возникновения даосизма?
2 Что Вам известно об основоположниках этого учения и о трактате «Дао дэ цзин»?
3 Раскройте основные положения социального идеала даосов.
4 Какую трактовку в даосском учении получили понятия Дао и Дэ?
5 Как даосы представляли себе путь достижения человеком «совершенномудрия» и бессмертия?
6 Какое влияние оказало учение даосов на становление китайской науки?
Методические рекомендации
В поисках ответа на первый вопрос Вам придется столкнуться с некоторыми трудностями, так как
до сих пор не существует единого мнения относительно времени возникновения даосского учения. Це-
лесообразно сослаться на информацию, почерпнутую из нескольких источников учебного, научного или
справочного характера.
Во втором вопросе также сложно выделить лишь одну версию относительно основоположника дао-
сизма. Наиболее популярной остается точка зрения, согласно которой автором нормативного даосского
текста «Дао дэ Цзин» является Лао Цзы. Приведите наиболее известные трактовки его биографии, дайте
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »