Вопросы теории культуры. Дробышева Е.Э. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
Многие культурологи критикуют концепцию Тойнби за излишний
схематизм, за игнорирование таких исторических феноменов, как классовая
борьба или войны между обществами, за произвольную классификацию
цивилизаций.
Историко-культурологическая концепция К. Ясперса
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883–1969) дал
блестящий анализ европейской культуры, ее основных черт и отличий от
азиатского типа. Основные его труды: «Истоки истории и ее цель»,
«Современная техника», «Духовная ситуация времени».
Ясперс рассматривает историю через призму культуры. Его периодизация
выглядит так: доистория, древнейшие культуры, период «осевого времени» и
технический век. Ясперс говорит о едином истоке и едином пути развития
человечества от Древнего Китая до современного Запада.
Доисторияэто время создания человека, его биологических свойств,
накопления навыков и духовных ценностей. Сама история начинается только
с появления письменности. Так, в IV–II тысячелетиях параллельно возникают
пять очагов древнейших культур: шумеро-вавилонской, египетской,
доарийской Индии, китайской и эгейской. «Осевое время» – понятие,
введенное в исторический обиход Ясперсом. Так он назвал период с VIII по
II век до н. э., своего рода «центр» истории, эпоху духовного осознания
человечества, прорыва от мифологических культур к философии, религии,
науке. С «осевого времени» локальное развитие истории прекращается,
начинается единый процесс. К «осевым народам» Ясперс относит китайцев,
индийцев, иранцев, иудеев и греков.
По мнению Ясперса, «ось» мировой истории возникает около 500 г.
до н. э. Одновременно складываются такие учения, как конфуцианство и
даосизм в Китае, Упанишады и буддизм в Индии, зороастризм в Иране,
многочисленные философские школы в Древней Греции; в Палестине
вещают пророки Илия, Исайя и Иеремия. Человек начинает осознавать себя,
свое бытие, его границы и возможности. В этот период разрушаются
обособленные культуры и создаются империи.
Таким образом, концепция Ясперса базируется на идее сохранении
единства мировой истории и культуры.
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский философ,
социолог, культуролог, автор фундаментального труда «Россия и Европа»
(1869). Его теория культурно-исторических типов оказала исключительное
влияние на современную культурологию. Его идеи предвосхитили теорию
                                   18

   Многие культурологи критикуют концепцию Тойнби за излишний
схематизм, за игнорирование таких исторических феноменов, как классовая
борьба или войны между обществами, за произвольную классификацию
цивилизаций.

           Историко-культурологическая концепция К. Ясперса

    Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883–1969) дал
блестящий анализ европейской культуры, ее основных черт и отличий от
азиатского типа. Основные его труды: «Истоки истории и ее цель»,
«Современная техника», «Духовная ситуация времени».
    Ясперс рассматривает историю через призму культуры. Его периодизация
выглядит так: доистория, древнейшие культуры, период «осевого времени» и
технический век. Ясперс говорит о едином истоке и едином пути развития
человечества от Древнего Китая до современного Запада.
    Доистория – это время создания человека, его биологических свойств,
накопления навыков и духовных ценностей. Сама история начинается только
с появления письменности. Так, в IV–II тысячелетиях параллельно возникают
пять очагов древнейших культур: шумеро-вавилонской, египетской,
доарийской Индии, китайской и эгейской. «Осевое время» – понятие,
введенное в исторический обиход Ясперсом. Так он назвал период с VIII по
II век до н. э., своего рода «центр» истории, эпоху духовного осознания
человечества, прорыва от мифологических культур к философии, религии,
науке. С «осевого времени» локальное развитие истории прекращается,
начинается единый процесс. К «осевым народам» Ясперс относит китайцев,
индийцев, иранцев, иудеев и греков.
    По мнению Ясперса, «ось» мировой истории возникает около 500 г.
до н. э. Одновременно складываются такие учения, как конфуцианство и
даосизм в Китае, Упанишады и буддизм в Индии, зороастризм в Иране,
многочисленные философские школы в Древней Греции; в Палестине
вещают пророки Илия, Исайя и Иеремия. Человек начинает осознавать себя,
свое бытие, его границы и возможности. В этот период разрушаются
обособленные культуры и создаются империи.
    Таким образом, концепция Ясперса базируется на идее сохранении
единства мировой истории и культуры.

            Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского

   Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский философ,
социолог, культуролог, автор фундаментального труда «Россия и Европа»
(1869). Его теория культурно-исторических типов оказала исключительное
влияние на современную культурологию. Его идеи предвосхитили теорию