История Тамбовского края середины ХIХ - начала ХХ веков. Двухжилова И.В. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

направления земской деятельности, определяли пути и степень их финансирования. От персонального состава земских
собраний зачастую зависела деятельность земств разных уездов. Причём господство дворянства в земских учреждениях
явление закономерное и вполне объяснимое с точки зрения психологии сословий. Единичные, по большому счёту, вспышки
активности представителей иных категорий населения подтверждают вывод о том, что с самого начала земской
деятельности социальную основу и движущую силу этих учреждений составляли дворяне.
В целом, деятельность земств носила социальный характер, способствовала экономическому и общественному
развитию Тамбовской губернии, повышению общей и правовой культуры. Однако размеры земских сборов, а,
следовательно, и возможностей земств в уездах губернии резко отличались в зависимости от социально-экономического
состояния уездов. Неравномерность экономического состояния земств была дестабилизирующим фактором развития
местного самоуправления.
6.3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГУБЕРНИИ. ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ
Капитализация всех сфер жизни пореформенного общества ставила новые задачи перед народным просвещением. Рост
городов, протяжённость железных дорог, отходничество в деревне разрушали патриархальный уклад. С одной стороны,
наблюдается тяга народа к просвещению, с другой, увеличивается потребность общества в образованных людях,
специалистах разного профиля.
С 1843 г. в ходе реформирования государственной деревни стали создаваться начальные приходские училища у
государственных крестьян: к 1844 г. их было 67, в 1866 110. Они придали импульс развитию просвещения в деревне.
Инициатива открытия школ принадлежала сельским обществам, расходы по их содержанию несли сами крестьяне. В 1858 г.
было разрешено открывать женские школы на уровне приходских училищ, после чего в 1859–61 гг. они открылись в
Моршанске, Борисоглебске, Кирсанове, Козлове и Лебедяни. В пореформенный период появились Тамбовская женская
гимназия и женские прогимназии в Борисоглебске, Козлове, Лебедяни и Липецке. В 1863 г. для дочерей священников в
Тамбове было основано женское епархиальное училище.
В результате к 1870-м гг. в Тамбовской губернии сложилась система учебных заведений, которая имела внесословный
характер. Наряду с гуманитарными гимназиями открывались реальные училища, ведущее место в которых отводилось
изучению естественных наук (Тамбов, Моршанск). Тогда же были основаны Екатерининский учительский институт,
Тамбовская фельдшерско-акушерская школа, Тамбовское ремесленное училище, Козловское железнодорожное училище. С
1870-х гг. городские думы принимали меры к расширению числа начальных школ. Духовная епархия с 1880-х гг. открывала
церковно-приходские школы с 3-летним, позже с 4-летним обучением. В начале ХХ в. в городах действовало более 60
мужских и женских начальных училищ.
В 1860-е гг. зарождаются воскресные школы, дававшие навыки чтения, письма, арифметики. Созданные на волне
общественного подъема, в 1862 г. они уже были закрыты. Лишь в 1889 г. вновь появились воскресные школы в Моршанске и
Тамбове. Во второй половине XIX в. начальные школы всех ведомств были объединены под общим названием начальных
народных училищ. Управление ими сосредоточивалось в уездных и губернском училищных советах.
Земские учреждения вплотную занимались вопросами народного просвещения, создавая не только сельские училища,
но и устраивая библиотеки, народные чтения. Мероприятиями в области просвещения можно считать и гигиенические меры,
направленные не только на предотвращение эпидемий, но и на повышение личной культуры.
С принятием на себя дел в первое трехлетие земские учреждения губернии не занимались вплотную вопросами
просвещения. Но уже в 1870 г. сметы всех уездных земских учреждений предусматривали расходы на народное
просвещение. Самые высокие расходы на образование были заложены в сметы Тамбовского и Лебедянского земств. Земские
учреждения не имели права вмешиваться в процесс обучения, их участие ограничивалось хозяйственными вопросами: наем
персонала, зданий, покупка письменных принадлежностей, отопление, освещение и т.п.
Впоследствии земства организовывали подготовку учительских кадров, организацию и проведение съездов учителей, на
которых педагоги могли обмениваться опытом и знаниями. Правительство не препятствовало в этом земствам, но и не спешило
помочь. Примером последнего может служить ответ хозяйственного департамента министерства внутренних дел от 22 ноября
1867 г. на прошение земства субсидировать некоторую сумму на устройство сельского педагогического института. Ответ,
изложенный в конфиденциальном письме, подписанном министром внутренних дел Валуевым, гласил: «…казна не возьмёт на
себя расходы по необязательным потребностям земства». К числу последних, наряду с упомянутым институтом, были отнесены
сооружение памятников, устройство празднеств и пр.
К середине 1880-х гг. результаты школьной реформы 1864 г. были уже ощутимы, и особенно наглядно они воплотились
в земском типе начальной школы. Но с этого периода активно начинают развиваться и школы духовного ведомства.
В связи с изменением во внутриполитической жизни страны в 1880-е гг. произошло решительное наступление на
начальную народную школу.
На первый план выдвигается церковно-приходская школа. Церковно-приходские и школы грамоты были уже
достаточно широко известны населению. В Тамбовской губернии церковные школы были организованы ещё в начале 1800-х
гг. тамбовским митрополитом Филаретом, но с его смертью в 1811 г., они прекратили своё существование. В середине XIX
в. школы, организованные священниками, стали вновь открываться в разных уездах Тамбовской губернии, но их число было
незначительным.
В конце 1870-х начале 1880-х гг. в комитете министров и правительственных кругах рассматривались проекты о
замене земской школы церковной. Российская общественность была сильно обеспокоена слухами о том, что место земской
школы должна будет в скором времени занять церковная, особую тревогу это вызывало в земских кругах и учительской
среде. Весь характер обучения в церковно-приходских школах должен был быть нравственно-религиозным и «носить печать
церковности».