ВУЗ:
Составители:
жизни – политику, культуру, международные отношения. Широкую известность приобрели
ведущие теоретики постмодернизма – Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Бодрийар и
др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 80 – 90-х гг.
преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и
вширь, порождая различные незападные формы.
Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождает весьма широкий
спектр его оценок – от признания постмодернизма самой актуальной и "продвинутой" ча-
стью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разла-
гающего современную культуру. Споры о постмодернизме начались с момента его возник-
новения и продолжаются до сих пор.
При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную спе-
цифическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех ос-
тальных. "Мир как текст" – один из наиболее известных и основополагающих тезисов по-
стмодернизма. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность
невозможно постичь вне языка, вне текста. "Ничто не существует вне текста", – утверждает
Деррида. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к
внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в
постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независи-
мых от их связи с "фактами" мира. Язык "владеет" своим носителем, определяя его способы
мышления и жизнедеятельности, а не наоборот. Постмодернизм отказывается от старой веры
в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить "ис-
тину" о ней.
Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получае-
мого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности
(эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это – исходная и главная
идея постмодернизма, рождающая установку на сопротивление власти языковых структур,
источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокуль-
турной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздей-
ствием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, по-
рождающей мифы и иллюзии. Бодрийар Ж. назвал реальность, формирующуюся под их воз-
действием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные пред-
ставления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и
становятся автономными – симулякрами. Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь,
заменяющую "исчезающую" реальность, кажимость, не обладающую никаким референтом.
Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом.
В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между "словами"
и "вещами" ("Слова и вещи" – одна из самых известных работ М. Фуко).
Постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом характерного для
модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени един-
ство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" – "метарас-
сказов". Это – религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные
идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм – это "недо-
верие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов".
Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре
многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от
установления какого бы то ни было иерархического порядка – главный лозунг постмодер-
низма.
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – общественная оценка положения отдельного человека
или социальной группы в социальной системе.
Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем,
выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального пре-
стижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития
наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сей-
час – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »