ВУЗ:
Составители:
от Ж.-Ж. Руссо тотальное отрицание городской цивилизации как "противного природе гнус-
ного искусственного образования", как воплощения бездушной машинной цивилизации.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – влиятельное направление в теоретической социологии, изучаю-
щее социальные изменения на основе идеи эволюции. Социальный эволюционизм развивал-
ся такими известными мыслителями, как Аристотель, Вико, Тюрго, Гегель. В классической
форме он сложился в XIX в. в работах Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др.
Наиболее широкое распространение получил под влиянием дарвинизма (см. дарвинизм со-
циальный).
Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действую-
щих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная
эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух
процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем)
и интеграции (возникновения новых целостностей). Предметом споров в эволюционизме
стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества.
Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал
общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и це-
ли. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвинов-
ской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом
росте, используя понятие прогресса, телеологической (целенаправленной) эволюции. Эво-
люция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне при-
сущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие
закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть
пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного
сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, ут-
рачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде
она продолжает существовать в неоэволюционизме, одной из современных теорий социаль-
ных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультур-
ных изменений по аналогии с дарвиновской моделью случайного изменения и отбора. Ее
принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заклю-
чается в отрицании детерминизма, целенаправленности, линейности и постепенности социо-
культурных изменений. Вместо этого в ней большое значение придается случайности, веро-
ятности, открытости эволюционного процесса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
1. ОБЩЕСТВО И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛО-
ГИИ ………... 9
1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОР-
МАТИКИ ……. 9
Контрольные вопросы к разделу 1.1 ……………………………...
13
1.2. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
…………………... 14
Контрольные вопросы к разделу 1.2
……………………………... 21
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ПРО-22