Дискурс и текст в аспекте перевода. Выпуск 1. Егорова М.А. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

17
системы смыслов. Как активизация концептов, так и их интеграция проис-
ходят в мозгу воспринимающего текст человека. В связи с этим некоторые
авторы называют структуру , образуемую концептами-смыслами, глубин-
ной
структурой текста, противопоставляя ее
поверхностной
структуре ,
элементами которой являются языковые выражения, «лежащие на поверх -
ности». Рассмотрим несколько подробнее вопросы о том , что собой пред-
ставляют концепты и как они формируются.
2.1. Что такое концепты ?
В отличие от языковых знаков, которые материальны , ибо имеют звуко -
вую или графическую оболочку, концепты это идеальные сущности , яв-
ляющиеся исключительно принадлежностью нашего сознания. Иначе го-
воря , концепты имеют сугубо ментальный способ существования в голове
человека. Это так называемые «внутренние» репрезентации отдельных
фрагментов / аспектов окружающего мира в человеческой психике , т.е.
«внутри нас» (ср. с «внешними» репрезентациями объектов: фотография-
ми, картинами, скульптурами и т.д.).
Концепты представляют собой «порции» знания, которые хранятся, ак-
тивизируются и используются в актах мыслительной и речевой деятельно-
сти как единое целое . Иными словами, концепты представляют собой
смысловые единицы , которые не анализируются, не разлагаются на более
мелкие компоненты в процессах когнитивной обработки информации.
Вместе с тем , концепты не примитивны : это единицы , или кванты ,
структурированного знания. Таким образом , они обладают собственной
структурой , о компонентах которой , однако, в актах речемыслительной
деятельности мы, как уже было сказано выше, специально не задумываем -
ся (подобно тому, как мы специально не задумываемся о морфологическом
строении сложных слов, используя их в речи).
Итак, содержание концепта складывается из набора частных концепту-
альных признаков, дифференцированно отражающих отдельные сторо -
ны / характеристики объектов или явлений действительности . Богранд и
Дресслер выделяют в числе концептуальных признаков отражаемой сущ -
ности определяющие (существенные, неотъемлемые), типичные и воз -
можные. Так, в случае концепта «человек» существенный, типичный и
возможный концептуальные признаки объекта соответственно представле -
ны в следующих пропозициях : «все люди смертны», «люди обычно живут
сообществами» и «некоторые люди блондины».
Многие авторы обращают внимание на то, что концептуальные призна -
ки в составе концепта различаются по степени абстрактности . В связи с
этим различием Н .Н . Болдырев (2001) предлагает описывать многокомпо-
нентную структуру концепта в терминах ядра и периферии. Концептуаль-
ные признаки в ядре концепта имеют конкретно-образный характер и яв-
ляются результатом чувственного восприятия мира , его обыденного по-
знания. Абстрактные признаки , составляющие периферию концепта, яв-
                                  17
системы смыслов. Как активизация концептов, так и их интеграция проис-
ходят в мозгу воспринимающего текст человека. В связи с этим некоторые
авторы называют структуру, образуемую концептами-смыслами, глубин-
ной структурой текста, противопоставляя ее поверхностной структуре,
элементами которой являются языковые выражения, «лежащие на поверх-
ности». Рассмотрим несколько подробнее вопросы о том, что собой пред-
ставляют концепты и как они формируются.

                      2.1. Что такое концепты?
  В отличие от языковых знаков, которые материальны, ибо имеют звуко-
вую или графическую оболочку, концепты – это идеальные сущности, яв-
ляющиеся исключительно принадлежностью нашего сознания. Иначе го-
воря, концепты имеют сугубо ментальный способ существования в голове
человека. Это так называемые «внутренние» репрезентации отдельных
фрагментов / аспектов окружающего мира в человеческой психике, т.е.
«внутри нас» (ср. с «внешними» репрезентациями объектов: фотография-
ми, картинами, скульптурами и т.д.).
  Концепты представляют собой «порции» знания, которые хранятся, ак-
тивизируются и используются в актах мыслительной и речевой деятельно-
сти как единое целое. Иными словами, концепты представляют собой
смысловые единицы, которые не анализируются, не разлагаются на более
мелкие компоненты в процессах когнитивной обработки информации.
  Вместе с тем, концепты не примитивны: это единицы, или кванты,
структурированного знания. Таким образом, они обладают собственной
структурой, о компонентах которой, однако, в актах речемыслительной
деятельности мы, как уже было сказано выше, специально не задумываем-
ся (подобно тому, как мы специально не задумываемся о морфологическом
строении сложных слов, используя их в речи).
  Итак, содержание концепта складывается из набора частных концепту-
альных признаков, дифференцированно отражающих отдельные сторо-
ны / характеристики объектов или явлений действительности. Богранд и
Дресслер выделяют в числе концептуальных признаков отражаемой сущ-
ности определяющие (существенные, неотъемлемые), типичные и воз-
можные. Так, в случае концепта «человек» существенный, типичный и
возможный концептуальные признаки объекта соответственно представле-
ны в следующих пропозициях: «все люди смертны», «люди обычно живут
сообществами» и «некоторые люди – блондины».
  Многие авторы обращают внимание на то, что концептуальные призна-
ки в составе концепта различаются по степени абстрактности. В связи с
этим различием Н.Н. Болдырев (2001) предлагает описывать многокомпо-
нентную структуру концепта в терминах ядра и периферии. Концептуаль-
ные признаки в ядре концепта имеют конкретно-образный характер и яв-
ляются результатом чувственного восприятия мира, его обыденного по-
знания. Абстрактные признаки, составляющие периферию концепта, яв-