Дискурс и текст в аспекте перевода. Выпуск 1. Егорова М.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
ляются производными по отношению к тем , которые отличаются большей
конкретностью , и отражают специальные знания об объектах , полученные
в результате теоретического, научного познания (ср. конкретно - чувст-
венный образ телефона и знания о том , как осуществляется телефонная
связь). Ядерный статус концептуального признака, следовательно , не сви -
детельствует о его значимости в поле концепта, а лишь указывает на кон-
кретность, наглядность образного представления.
Взаиморасположение концептуальных признаков не обнаруживает стро -
гой последовательности и носит индивидуальный характер, поскольку за-
висит от условий формирования концепта у каждого отдельного человека .
Содержание концепта постоянно насыщается, а его объем увеличивается
за счет новых концептуальных характеристик. В этом заключается специ -
фика самого человеческого знания, которое постоянно меняется, отражая
новые сведения об окружающем мире и всех происходящих в нем измене -
ниях .
Подчеркнем , что, наряду с существенными, типичными и возможными,
а также абстрактными и конкретными, в составе концепта можно выделить
также общенациональные, групповые и индивидуальные концептуаль-
ные признаки . Наличие двух последних категорий свидетельствует о том ,
что содержание концептов у различных представителей той или иной
культуры в определенных пределах варьируется. Несмотря на существова-
ние вариативности , в своей основе это содержание, однако, должно совпа-
дать у всех носителей культуры без этого общение между ними было бы
просто невозможно .
2.2. Как возникают концепты ?
Концепты возникают в процессе познания человеком мира и отражают
информацию о мире . Особая познавательная деятельность человека , в ре -
зультате которой образуются концепты , получила название концептуали-
зации (противопоставляется категоризации). Процесс концептуализации
состоит в когнитивном освоении реальности и направлен на выделение
минимальных содержательных единиц человеческого опыта. Это, по сути
дела, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит
к образованию определенного представления о последних , т.е. к формиро -
ванию концептуальных репрезентаций данных предметов и явлений в моз -
гу человека. Совокупность всех концептуальных репрезентаций, данных
уму человека , именуется концептуальной системой, или концептуальной
картиной мира .
Важно подчеркнуть, что познавательная деятельность людей, о которой
в данном случае идет речь, это деятельность, характеризующая жизнь
любого человека вне его собственно научных интересов. Такая познава-
тельная деятельность формирует у человека способность ориентироваться
в мире , позволяет взаимодействовать с миром в обычной жизни .
                                  18
ляются производными по отношению к тем, которые отличаются большей
конкретностью, и отражают специальные знания об объектах, полученные
в результате теоретического, научного познания (ср. конкретно-чувст-
венный образ телефона и знания о том, как осуществляется телефонная
связь). Ядерный статус концептуального признака, следовательно, не сви-
детельствует о его значимости в поле концепта, а лишь указывает на кон-
кретность, наглядность образного представления.
   Взаиморасположение концептуальных признаков не обнаруживает стро-
гой последовательности и носит индивидуальный характер, поскольку за-
висит от условий формирования концепта у каждого отдельного человека.
Содержание концепта постоянно насыщается, а его объем увеличивается
за счет новых концептуальных характеристик. В этом заключается специ-
фика самого человеческого знания, которое постоянно меняется, отражая
новые сведения об окружающем мире и всех происходящих в нем измене-
ниях.
   Подчеркнем, что, наряду с существенными, типичными и возможными,
а также абстрактными и конкретными, в составе концепта можно выделить
также общенациональные, групповые и индивидуальные концептуаль-
ные признаки. Наличие двух последних категорий свидетельствует о том,
что содержание концептов у различных представителей той или иной
культуры в определенных пределах варьируется. Несмотря на существова-
ние вариативности, в своей основе это содержание, однако, должно совпа-
дать у всех носителей культуры – без этого общение между ними было бы
просто невозможно.

                    2.2. Как возникают концепты?
  Концепты возникают в процессе познания человеком мира и отражают
информацию о мире. Особая познавательная деятельность человека, в ре-
зультате которой образуются концепты, получила название концептуали-
зации (противопоставляется категоризации). Процесс концептуализации
состоит в когнитивном освоении реальности и направлен на выделение
минимальных содержательных единиц человеческого опыта. Это, по сути
дела, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит
к образованию определенного представления о последних, т.е. к формиро-
ванию концептуальных репрезентаций данных предметов и явлений в моз-
гу человека. Совокупность всех концептуальных репрезентаций, данных
уму человека, именуется концептуальной системой, или концептуальной
картиной мира.
  Важно подчеркнуть, что познавательная деятельность людей, о которой
в данном случае идет речь, – это деятельность, характеризующая жизнь
любого человека вне его собственно научных интересов. Такая познава-
тельная деятельность формирует у человека способность ориентироваться
в мире, позволяет взаимодействовать с миром в обычной жизни.