ВУЗ:
Составители:
80
ложены основы понимания абсолютной власти царя, а в титулатуру царя в
1625 г. был включен термин «самодержец». С середины XVII в. (в правле-
ние царя Алексея Михайловича) началось формирование реальных элемен-
тов абсолютизма. Форсированное оформление абсолютизма в России при-
шлось на конец XVII - первую четверть XVIII вв. (в период царствования
Петра I).
Появление в социально
-политическом строе России во второй поло-
вине XVII в. элементов абсолютизма (именно элементов, ибо сам абсолю-
тизм сложился в России лишь в первой четверти следующего XVIII века)
выразилось в резком усилении личной власти царя, прекращении созывов
земских соборов, постепенной утрате реальной значимости Боярской ду-
мы, укреплении системы централизации и бюрократизации управления, в
сокращении реального значения местного самоуправления. При этом не
следует забывать, что в XVII в. все это — в основном еще только тенден-
ции.
Земские соборы. Первая половина XVII-го столетия явилась време-
нем расцвета деятельности земских соборов. Если за весь XVI в. собира-
лось не более десяти земских соборов, то за первую половину XVII в.
их
было не менее двадцати.
Земские соборы нередко называются органом сословного представи-
тельства, а время их существования (1549-1653 гг.) — периодом сословно-
представительной монархии в России. Такое определение едва ли справед-
ливо. В России не было не только правильных выборов, но не было и пол-
ного представительства сословий. Не было выработано и четкой
периодич-
ности работы соборов; они созывались нерегулярно и исключительно по
инициативе царской власти. Присутствие на соборах было, скорее, обязан-
ностью, а не правом. Никогда не определялась степень полномочий зем-
ских соборов, их функциональная роль в управлении. Вместе с тем необхо-
димо отметить, что с помощью земских соборов правительство стремилось
решать
наиболее важные вопросы управления.
Земские соборы чаще всего имели совещательный характер (1632,
1637, 1642, 1650, 1651, 1653 гг.), иногда осуществляли исполнительную
власть в стране, управляли текущими делами (с 1613 по 1622 г.), два раза
соборы решали судьбу государства — избирали его главу (в 1598 и 1613 гг.),
один раз выступили органом общегосударственного законодательства (в
1649 г. утвердили Соборное уложение).
В целом земские
соборы в определенной степени помогали царю
проводить централизацию государственного управления, несколько огра-
ничивая безмерную в предшествующее время роль Боярской думы. Вместе
с тем существование даже нерегулярно созываемых земских соборов не-
ложены основы понимания абсолютной власти царя, а в титулатуру царя в 1625 г. был включен термин «самодержец». С середины XVII в. (в правле- ние царя Алексея Михайловича) началось формирование реальных элемен- тов абсолютизма. Форсированное оформление абсолютизма в России при- шлось на конец XVII - первую четверть XVIII вв. (в период царствования Петра I). Появление в социально-политическом строе России во второй поло- вине XVII в. элементов абсолютизма (именно элементов, ибо сам абсолю- тизм сложился в России лишь в первой четверти следующего XVIII века) выразилось в резком усилении личной власти царя, прекращении созывов земских соборов, постепенной утрате реальной значимости Боярской ду- мы, укреплении системы централизации и бюрократизации управления, в сокращении реального значения местного самоуправления. При этом не следует забывать, что в XVII в. все это — в основном еще только тенден- ции. Земские соборы. Первая половина XVII-го столетия явилась време- нем расцвета деятельности земских соборов. Если за весь XVI в. собира- лось не более десяти земских соборов, то за первую половину XVII в. их было не менее двадцати. Земские соборы нередко называются органом сословного представи- тельства, а время их существования (1549-1653 гг.) — периодом сословно- представительной монархии в России. Такое определение едва ли справед- ливо. В России не было не только правильных выборов, но не было и пол- ного представительства сословий. Не было выработано и четкой периодич- ности работы соборов; они созывались нерегулярно и исключительно по инициативе царской власти. Присутствие на соборах было, скорее, обязан- ностью, а не правом. Никогда не определялась степень полномочий зем- ских соборов, их функциональная роль в управлении. Вместе с тем необхо- димо отметить, что с помощью земских соборов правительство стремилось решать наиболее важные вопросы управления. Земские соборы чаще всего имели совещательный характер (1632, 1637, 1642, 1650, 1651, 1653 гг.), иногда осуществляли исполнительную власть в стране, управляли текущими делами (с 1613 по 1622 г.), два раза соборы решали судьбу государства — избирали его главу (в 1598 и 1613 гг.), один раз выступили органом общегосударственного законодательства (в 1649 г. утвердили Соборное уложение). В целом земские соборы в определенной степени помогали царю проводить централизацию государственного управления, несколько огра- ничивая безмерную в предшествующее время роль Боярской думы. Вместе с тем существование даже нерегулярно созываемых земских соборов не- 80
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- …
- следующая ›
- последняя »