История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 87 стр.

UptoLike

89
их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х
годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях
60-70-х годов.
Среди идеологов старообрядцев выделялись протопоп Аввакум,
Петр, Иван Неронов, Никита Пустосвят и др. Особенно яркой личностью
был Аввакум. Именно его проповеди придали движению социальную
ок-
раску. Он проповедовал о том, что в Москве воцарился антихрист и что
патриарх Никон и царь Алексей — «два его рога»: они пьют кровь честных
людей (старообрядцев) и пьяны от нее. За свои проповеди Аввакум был
арестован и заключен в тюрьму, но не сдался и продолжал свои призывы
уходить из
мира антихриста, не служить ему. В 1671 г. (после жестокого
подавления движения под руководством Степана Разина, в котором приня-
ли участие многие сторонники старообрядчества) начались самосожжения
в Заволжье. Особенно эта форма протеста против политики властей рас-
пространилась при патриархе Иоакиме (1673-1690), начавшем решитель-
ную борьбу с расколом в русской церкви. В 1682 г. (14 апреля
) был казнен
(сожжен) Аввакум вместе со своими единомышленникамиФедором,
Ивановым, Лазарем, Епифанием. Через несколько месяцев (6 июля) после-
довала казнь одного из наиболее талантливых последователей Аввакума
Никиты Пустосвята. Пострадали и многие другие старообрядцы.
При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную
«многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить
старо-
обрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно
классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных
трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, ра-
зумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но ос-
новные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых об-
рядов оказались не только широкие слои крестьян и
посадских людей,
низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и
представители верхов обществабояр (боярыни Феодосия Морозова и
Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).
Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосозна-
ние русского общества конца XVII - начала XVIII в. Многие народные
движения, имея в своей основе социально-экономические и
политические
мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими бы-
ли Соловецкое восстание 1668-1676 гг., стрелецкие восстания 80-х годов и
др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку
наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную ат-
мосферу и культуру последующих веков.
их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х
годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях
60-70-х годов.
      Среди идеологов старообрядцев выделялись протопоп Аввакум,
Петр, Иван Неронов, Никита Пустосвят и др. Особенно яркой личностью
был Аввакум. Именно его проповеди придали движению социальную ок-
раску. Он проповедовал о том, что в Москве воцарился антихрист и что
патриарх Никон и царь Алексей — «два его рога»: они пьют кровь честных
людей (старообрядцев) и пьяны от нее. За свои проповеди Аввакум был
арестован и заключен в тюрьму, но не сдался и продолжал свои призывы
уходить из мира антихриста, не служить ему. В 1671 г. (после жестокого
подавления движения под руководством Степана Разина, в котором приня-
ли участие многие сторонники старообрядчества) начались самосожжения
в Заволжье. Особенно эта форма протеста против политики властей рас-
пространилась при патриархе Иоакиме (1673-1690), начавшем решитель-
ную борьбу с расколом в русской церкви. В 1682 г. (14 апреля) был казнен
(сожжен) Аввакум вместе со своими единомышленниками — Федором,
Ивановым, Лазарем, Епифанием. Через несколько месяцев (6 июля) после-
довала казнь одного из наиболее талантливых последователей Аввакума —
Никиты Пустосвята. Пострадали и многие другие старообрядцы.
      При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную
«многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить старо-
обрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно
классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных
трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, ра-
зумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но ос-
новные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых об-
рядов оказались не только широкие слои крестьян и посадских людей,
низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и
представители верхов общества — бояр (боярыни Феодосия Морозова и
Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).
      Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосозна-
ние русского общества конца XVII - начала XVIII в. Многие народные
движения, имея в своей основе социально-экономические и политические
мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими бы-
ли Соловецкое восстание 1668-1676 гг., стрелецкие восстания 80-х годов и
др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку
наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную ат-
мосферу и культуру последующих веков.



                                  89