История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 85 стр.

UptoLike

87
государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и
привилегии церковных организаций, выступил против создания Мона-
стырского приказа, передающего в руки светской власти управление цер-
ковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от
нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ли-
квидации Сыскного приказа (производящего сыск
беглых людей, многие
из которых скрывались в монастырских вотчинах).
Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы
Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость ко-
торой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформыв
унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослу-
жебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая
креститься
двумя пальцами «троеперстием»; введение троекратного произношения
слова «аллилуия» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не
по солнцупосолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными
и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправ-
лять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и сла-
вянским рукописям.
О
необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Сто-
главый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обря-
дов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте.
Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более актив-
но входила в систему международных отношений, и все более проявлялись
«искажения» как по форме осуществления обрядов
, так и по существу ис-
пользуемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых
в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько
явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по
греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоасафе I (1634-40) и
Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.
Однако формальные в своей
основе реформы Никона встретили ре-
шительное противодействие не только в среде русского духовенства, в
большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недав-
них сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на
котором предал проклятию всех противников проводимых преобразова-
ний, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум, Лог
-
гин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.
Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели
к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и
их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками).
Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.
государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и
привилегии церковных организаций, выступил против создания Мона-
стырского приказа, передающего в руки светской власти управление цер-
ковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от
нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ли-
квидации Сыскного приказа (производящего сыск беглых людей, многие
из которых скрывались в монастырских вотчинах).
       Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы
(«Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость ко-
торой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы — в
унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослу-
жебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая креститься
двумя пальцами «троеперстием»; введение троекратного произношения
слова «аллилуия» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не
по солнцу («посолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными
и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправ-
лять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и сла-
вянским рукописям.
       О необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Сто-
главый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обря-
дов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте.
Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более актив-
но входила в систему международных отношений, и все более проявлялись
«искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу ис-
пользуемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых
в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько
явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по
греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоасафе I (1634-40) и
Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.
       Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили ре-
шительное противодействие не только в среде русского духовенства, в
большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недав-
них сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на
котором предал проклятию всех противников проводимых преобразова-
ний, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум, Лог-
гин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.
       Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели
к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и
их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками).
Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.


                                  87