История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 84 стр.

UptoLike

86
В начале 30-х годов (в связи с подготовкой к войне с Польшей) были
сделаны первые шаги кардинальных военных преобразований, что привело
в конечном итоге к созданию регулярной армии, то есть формированию так
называемых полков нового строя (иногда их называют полками «инозем-
ного строя»): солдатских (пеших), драгунских (конно-пеших) и рейтарских
(конных).
К середине века появились первые признаки четкого комплектования
военных полков. Они стали комплектоваться двумя способами: доброволь-
ным (путем набора «охочих людей») и по разнорядке (сбором «даточных
людей» — один человек с каждых 20-25 тяглых дворов, что фактически
явилось зародышем будущей рекрутской повинности).
В XVII в. создаются военно-административные округатак назы-
ваемые
разряды, в каждый из них входило по несколько уездов. Были соз-
даны разряды: Белгородский, Севский, Смоленский, Казанский, Тоболь-
ский и др. Создание разрядов было зародышем нового административно-
территориального деления страныбудущих петровских губерний.
Таким образом, в XVII в. как в области социально-экономической,
так и в области политического строя была проведена серия
реформ, многие
из которых легли в основу будущих петровских преобразований.
§ 5. Государство и церковь. Церковный раскол
К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политиче-
ских организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэто-
му очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской
власти.
Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и
усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение
церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился
патриарший
двор (по образцу царского), суд, административно-
финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя».
При Филаретеотце царявсе это возвышало светскую власть, помога-
ло проводимой политике централизации государства. Но при других пат-
риархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние
церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества
Никона
(1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной вла-
стей вылилась в серьезный политический конфликт.
Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое
влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать
приоритет церкви над государством.
Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть,
какой до него не имел
ни один церковный деятель ни при одном русском
      В начале 30-х годов (в связи с подготовкой к войне с Польшей) были
сделаны первые шаги кардинальных военных преобразований, что привело
в конечном итоге к созданию регулярной армии, то есть формированию так
называемых полков нового строя (иногда их называют полками «инозем-
ного строя»): солдатских (пеших), драгунских (конно-пеших) и рейтарских
(конных).
      К середине века появились первые признаки четкого комплектования
военных полков. Они стали комплектоваться двумя способами: доброволь-
ным (путем набора «охочих людей») и по разнорядке (сбором «даточных
людей» — один человек с каждых 20-25 тяглых дворов, что фактически
явилось зародышем будущей рекрутской повинности).
      В XVII в. создаются военно-административные округа — так назы-
ваемые разряды, в каждый из них входило по несколько уездов. Были соз-
даны разряды: Белгородский, Севский, Смоленский, Казанский, Тоболь-
ский и др. Создание разрядов было зародышем нового административно-
территориального деления страны — будущих петровских губерний.
      Таким образом, в XVII в. как в области социально-экономической,
так и в области политического строя была проведена серия реформ, многие
из которых легли в основу будущих петровских преобразований.

         § 5. Государство и церковь. Церковный раскол
      К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политиче-
ских организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэто-
му очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской
власти.
      Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и
усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение
церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился
патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-
финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя».
При Филарете — отце царя — все это возвышало светскую власть, помога-
ло проводимой политике централизации государства. Но при других пат-
риархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние
церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона
(1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной вла-
стей вылилась в серьезный политический конфликт.
      Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое
влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать
приоритет церкви над государством.
      Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть,
какой до него не имел ни один церковный деятель ни при одном русском
                                  86