История России: век XIX. Есиков С.А - 21 стр.

UptoLike

Кавелин К.Д., отстаивая право каждого на инакомыслие, подчеркивал: «Крайние направления об-
щественной жизни дополняют и уравновешивают друг друга. Долг общественного деятеля, искусство
политика состоит в том, чтобы примирить их между собой, одним указывая на опасность стагнации, а
другим разъясняя катастрофические последствия прогресса «сломя голову», в итоге добиваясь проведе-
ния мирных последующих реформ, «революции сверху».
В теории С.А. Муромцева главная категория есть справедли-
вость – «присущая в данное время данной общественной среде совокупность субъективных пред-
ставлений о наиболее совершенном правовом порядке». Единственно верным средством для осуще-
ствления справедливости С.А. Муромцев называл законодательную реформу, однако, замечая при
этом: «Ожидать законодательной реформы, полагаясь во всем на нее одну, означает допускать на
долгое время накопления слишком большого числа несправедливостей. Резкие повороты и крупные
преобразования оживляют, но также и потрясают общественный организм».
Массовым либеральное движение становится в середине 1860-х гг., когда нерешенность многих
земских проблем привела депутатов органов местного самоуправления к решению участвовать хотя бы
в рамках разрешенного в политическом процессе. Основным методом деятельности земских либералов
была подача ходатайств в высшие инстанции и императору. Их требования: расширить права местных
органов самоуправления, созвать всероссийский всесословный Земский собор, даровать населению де-
мократические свободы. Если бы они были выполнены, Россия эволюционным путем перешла бы от
абсолютной монархии к конституционной.
В 1890-е гг. среди земских либералов выделяется два течения: конституционное и умеренное. Наи-
более видным представителем первого был один из лидеров Тверского земства И.И. Петрункевич, вто-
рого председатель Московской губернской земской управы Д.Н. Шипов. Широкую известность при-
обрели также П.А. Гейден, Д.И. Шаховской и др. К концу века все шире для пропаганды либеральных, в
том числе и конституционных идей стали использовать земские собрания, а также съезды легальных
обществ (врачей, естествоиспытателей, сельских хозяев и др.) Консолидация либеральных сил связана с
образованием в начале XX в. «Союза земцев-конституционалистов», «Союза освобождения», а затем и
«Союза союзов».
Новый шаг по сравнению со взглядами славянофилов был сделан в 1870 1890 гг., когда формиру-
ется идеология панславизма противопоставления идее европейской цивилизации идеи всеславян-
ской цивилизации.
В 1871 г. в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского
мира к романо-германскому» Н.Я. Данилевский резко противопоставил Россию Европе, романо-
германскому миру как миру враждебному. Россия как лидер славянства выделялась в особый культур-
но-исторический тип. Данилевский отрицал принадлежность России к Европе, прогрессивность влияния
Европы на Россию. Главной ценностью для Н.Я. Данилевского были национальные традиции. В мягко-
сти и покорности славян, их ориентации на охранительность в вере и общественных отношениях он ви-
дел преимущества славянской цивилизации.
На внешнем фоне политических контрреформ в русском обществе 1880-х гг. укреплялась консер-
вативная политическая идеология. Как и для славянофилов, характерным для К.Н. Леонтьева, Л.А.
Тихомирова, В.С. Соловьева оставалось стремление к тому целостному и политическому строю, кото-
рый в реальной жизни уже вытеснялся. Особенностью консервативного политического романтизма ста-
ло компромиссное принятие существующей системы социального политического бытия, осуществлен-
ное, однако, только после придания им идеальной окраски. Утверждались понятия идеального право-
славия, идеальной монархии и идеальной народности. «Монархия, писал Л.А. Тихомиров, есть вер-
ховная власть нравственного идеала. Единоличная власть способна быть верховной только тогда, когда
нация ставит некоторый всеобъемлющий нравственный идеал над своим политическим творчеством,
т.е. выше государства. Если монархия начнет работать над подчинением морали политике, она тем са-
мым отнимет у нравственного начала его верховенство, а стало быть, уничтожает и себя как силу вер-