История России: век XIX. Есиков С.А - 22 стр.

UptoLike

ховную». По Тихомирову, когда творческая сила монархической идеи оказывается исчерпанной, насту-
пает начало конца, преддверие смерти нации.
Особое место в истории российского консерватизма занимает обер-прокурор Святейшего Синода
К.П. Победоносцев. При отсутствии самодержавного стержня, по мнению Победоносцева, возобладают
эгоистические интересы частных лиц, сословий, классов, народов, вспыхнет междоусобица. Конститу-
цию он называл орудием всякой неправды и интриг: Россия «сильна благодаря самодержавию, благода-
ря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем». Ненужными «го-
ворильнями» называл он главные достижения царствования Александра II земские и судебные учреж-
дения: «В такое ужасное время ... надобно думать не об учреждении нового, в котором произносились
бы новые растлевающие речи, а о деле». Парламент Победоносцев называл учреждением, служащим
для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия, личных интересов народных представителей,
торжеством эгоизма. Особенно опасна, по мнению Победоносцева, парламентская форма правления в
многонациональной стране. Национализм он считал порождением демократии. Принципиальные де-
фекты парламентской системы Константин Петрович видел в несовершенстве человеческой природы, с
присущими ей слабостями и пороками, стремлением блюсти лишь собственные интересы, в неспособ-
ности народной массы «уразуметь» тончайшие нюансы столь сложной политической системы, а уж тем
более осуществить их на практике: «Эта ясность создания доступна лишь немногим умам, составляю-
щим аристократическую интеллигенцию». Демократическая форма правления для К.П. Победоносцева
преходящее явление «и, за немногими исключениями, уступает место другим формам».
Выступая за совершенствование общественных отношений, Победоносцев, тем не менее, требовал с
большой осторожностью относиться к понятию «преобразование». Не должно быть никаких необду-
манных шагов, никаких потрясений. Общество чувствует себя уверенно, когда жизнь в государстве те-
чет размеренно. Свою главную политическую идею Победоносцев лучше всего выразил в поэтических
строках:
Где быть тебе творцом, когда тебя ведет
К прошедшему одно лишь гордое презрение.
Дух создал старое: лишь в старом он найдет
Основу твердую для нового творенья.
Он придерживался убеждения, что совершенствовать надо сначала людей, а не учреждения. Предпо-
лагал ввести в действие широкий набор принудительных и поощрительных мер, способствующих
благонравию. Этой же задаче служила его помощь выдающимся деятелям культуры, школам. Уси-
лиями обер-прокурора ежегодно открывались 250 церквей, 10 монастырей. «Цель народного просве-
щения, – говорил Победоносцев, – состоит в том, чтобы привить знание Бога, любовь к нему и страх
перед ним, любовь к Отечеству и почитание родителей. Народные массы не надо искушать сомне-
ниями; философствовать они не могут ...».
И западнические и славянофильские мотивы впитала теория «русского социализма» А.И. Герцена,
который первым устремился приспособить западную социалистическую мысль к условиям российской
действительности. Совместное пользование землей, лугами, пастбищами, лесами, общее управление,
равенство членов общины, представление крестьянина о его праве на землю А.И. Герцен принял за за-
родыш коллективной собственности будущего. Он не отличается революционным «нетерпением» и был
чужд стремлению к ускорению исторического прогресса. Задачу наступающей эпохи Герцен видел в
том, «чтоб на основаниях науки сознательно развить элемент нашего общинного самоуправления до
полной свободы лица, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по
неизвестным путям, развитие Запада. Новая жизнь наша должна так заткать в одну ткань эти два на-
следства, чтобы у свободной личности земля осталась под ногами, и чтоб общинник был совершенно
свободное лицо». Герцен утверждал, что в будущем от старых принципов власти ничего не должно ос-
таться. Он говорил не о монархии, не о республике, а о социализме, как «обществе без правительства».
«Свободные люди двигаются сами; им не нужно ни перил, ни шпор». В России Герцен не видел «гото-
вых элементов» для революции и указывал на то, что считал главным: «... Мы стоим лицом к лицу с ог-
ромным экономическим переворотом, с освобождением крестьян». Государство неизбежно должно ис-
чезнуть, считал Герцен, «но его нельзя сбросить до известного возраста».
Идею о необязательности капитализма для России восприняли от А.И. Герцена народники. Они
также делали ставку на крестьянскую общину как путь к социальному равенству и процветанию. Появ-
ление этого общественно-политического движения связано с именем Н.Г. Чернышевского, идейно под-