Живопись натюрморта. Евтых С.Ш. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

2 Правила составления натюрморта
Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем кон-
кретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической,
живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наи-
более характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатле-
ний. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке – «новая
мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предме-
ты меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение» /8, с.
29/.
Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи,
выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следую-
щим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в про-
странстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.
Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку по-
добные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее вы-
игрышные группировки предметов.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и
выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине поста-
новки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно
сдвинуть вправо или влево.
При пространственном решении натюрморта на первый план в виде ак-
цента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету
от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предме-
тов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким
образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся
фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не
должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто
размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к ком-
позиционному центру для лучшего пространственного решения /5, с. 57-59/.
Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в
том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов,
которые содействовали бы выявлению содержания.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение
искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или
рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта
направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная
светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно за-
крыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из
окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение
темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в
цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности,
не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при
этом учитывая формы падающих теней.
8
     2 Правила составления натюрморта

      Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем кон-
кретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической,
живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наи-
более характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатле-
ний. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке – «новая
мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предме-
ты меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение» /8, с.
29/.
      Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи,
выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следую-
щим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в про-
странстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.
Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку по-
добные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее вы-
игрышные группировки предметов.
      Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и
выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине поста-
новки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно
сдвинуть вправо или влево.
      При пространственном решении натюрморта на первый план в виде ак-
цента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету
от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предме-
тов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким
образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся
фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не
должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто
размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к ком-
позиционному центру для лучшего пространственного решения /5, с. 57-59/.
      Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в
том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов,
которые содействовали бы выявлению содержания.
      Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение –
искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или
рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта
направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная
светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно за-
крыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из
окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение
темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в
цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
      В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности,
не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при
этом учитывая формы падающих теней.
8