Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Фалькова Е.Г. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

30
ются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем
членам той или иной группы. Отсутствуют ярко выраженные эмоцио-
нальные оценки. Поэтому стереотипы содержат в себе возможность
позитивных суждений о стереотипизированной группе.
В отличие от стереотипа, предрассудок представляет собой от-
рицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней
индивида только на основании приписывания им определенных нега-
тивных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное
отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике
человеческого общения объектом предрассудков обычно являются
люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами,
вызывающими отрицательное отмщение у других людей.
Предрассудки являются элементами культуры, поскольку поро-
ждены общественными, а не биологическими причинами. Однако они
представляют собой устойчивые и широко распространенные элемен-
ты обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носи-
телями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев
или нормативных актов.
Механизм формирования предрассудков
Данный механизм чаще всего используется в культивации этно-
центризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом пе-
ремещения.
Психологическое перемещение используется людьми или бес-
сознательно, в качестве защитного механизма психики, или же пред-
намеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы
выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психоло-
гическое перемещение не является атрибутом только индивидуальной
психической деятельности. Оно встречается и в коллективных психи-
ческих процессах и может охватывать значительные массы людей.
Механизм перемещения применяется для того, чтобы направить гнев и
враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к
причинам этих эмоций.
Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого
различного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к
идеям и представлениямСамым распространенным видом предрас-
судков все-таки являются этнические. Одна из причин - попытка пред-
ставителей доминирующей этнической группы, находящихся внизу
социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения
31
от чувства мнимого превосходства.
Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создает-
ся состояние напряженияфрустрация. Это состояние требует своей
разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, ко-
гда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической
группе, раздражение направляется против этой группы.
Существует также теория, которая объясняет формирование
предрассудков потребностью людей определить свое положение в
отношении других. При этом часто акцент делается на превосходство
своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над
другими.
Предрассудки усваиваются человеком в процессе социализации
и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценно-
стей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую
очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидуальные
предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта
межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложивших-
ся предрассудков.
Типы предрассудков
Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его
носителя процесс восприятия людей из других этнических или социо-
культурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что
хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд
положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при
общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных
предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха
перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители
предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает
еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассуд-
ков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегре-
гации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает само-
оценку объектов этих предрассудков. Значительному количеству лю-
дей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция
на это чувство возникает готовность к утверждению личностной пол-
ноценности через межэтнические и межкультурныё конфликты.
Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с боль-
шим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая под-
держивает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им