Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Фалькова Е.Г. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
Личность в процессе межкультурного общения
Сфера межкультурного общения является наиболее интересной и
важной областью соединения культурных и личностных особенностей.
Многие исследователи считают, что черты личности влияют на вос-
приятие в процессе общения и на разнообразие моделей поведения
людей в процессе общения. Восприятие в процессе общения обуслов-
лено действием имплицитных представлений или
теорий (в широком
смыслемировоззрения).
Данные, внутренне присущие личности, теории или представле-
ния, влияют:
- на отбор информации о других личностях;
- на создание этой информации;
- на ее организацию;
- на сочетание отдельных противоречивых частей информации в соз-
нании индивида.
Откуда берется информация в процессе общения? Во-первых,
она создается посредством
выводов, основанных на наблюдении. Во-
вторых, большая часть информации черпается из стереотипных пред-
ставлений.
Понятие и сущность стереотипа
Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму
сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других на-
родов и культур, люди обычно имеют естественную склонность вос-
принимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой
аршин. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и дру-
гих элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию
смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных
чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате тако-
го рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживают-
ся наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа
или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и ка-
честв данные представители подразделяются на различные группы
(категории). Так постепенно складываются этнокультурные стерео-
типы, представляющие собой обобщенные представления о типичных
чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.
27
Корни возникновения стереотипов лежат в объективных услови-
ях жизни людей, для которых характерно многократное повторение
однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в
сознании человека в виде стандартных схем и модели мышления. Эти
однородные объекты фиксируются в образах, оценках.
Психологический механизм возникновения стереотипов основы-
вается на принципе экономии усилий, свойственном для повседнев-
ного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди
не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-
новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно
меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и
психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в
наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название
стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на
уровне обыденного сознания. В то же время окружающий человека
мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости,
на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия,
носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потре-
бовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил
бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они
помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир.
Стереотипы являются определенными убеждениями и «при-
вычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера
других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине
стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимо-
сти от характера объекта и его места в социальной структуре сущест-
вуют различные виды стереотипов, например групповые, профессио-
нальные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереоти-
пизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих
групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо
заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип во-
лос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-
либо черта в характере и поведении человека.
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому
именно в опыте группы следует искать корни стереотипа.
Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность
или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элемен-
том любой культуры и уже самим фактом своего существования ока-