Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Фалькова Е.Г. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
Если говорить о понятии интеллекта в сравнительно-культурной
перспективе, следует отметить, что во многих языках нет даже слова,
означающего интеллект в западном понимании. Поэтому очень трудно
найти единое основание для сравнения интеллекта в разных общест-
вах, так как в различных культурах ценятся разные личностные черты,
способствующие успешному поведению, тем более что
и понятия ус-
пешного поведения тоже очень разные.
Исследования интеллекта, проводившиеся многими учеными, при-
вели к выводам о существовании когнитивного единства человечества,
которое означает, что мыслительные процессы (в частности, логиче-
ские) не различаются в разных культурах. Единственное, что различ-
но, это:
- содержание этих процессов (то, о чем человек думает);
- ситуация (условия среды, отбирающие тот или иной тип
мышления);
- исходные посылки (или культурные мифы), которые считают-
ся истинными или ложными в данной культуре.
Личность и культура.
Концепция базовой и модальной личности.
Стереотипы и предрассудки
Общие характеристики для определения личности:
- отражение уникальности индивида;
- стабильная характеристика индивида;
- личность и ее поведение обусловлены внутренними ценностя-
ми и мотивами индивида.
В попытках определить корреляции между личностью и культурой
ученые приходили к интересным выводам. Так, Р.Линтон в 1939 г.
опубликовал монографию, в которой изложил основные положения
своей теории и дал определение понятию «базовая личность». Концепт
базовой личности означал особый тип интеграции индивида в куль-
турную среду на
основе опыта социализации членов данной этниче-
ской общности и индивидуально-личностных характеристик. Согласно
этому подходу, у каждого народа существует своя базовая структура
личности, которая передается из поколения в поколение посредством
социализации и в какой-то момент определяет судьбу каждого народа.
25
Данная теория имела как своих приверженцев, так и противников, и в
определенной степени послужила развитию концепции «модальной
личности». Этот подход был основан на систематическом сборе инди-
видуальных данных и предположении, что самый достойный объект
исследованиянаиболее часто встречающийся в данной культуре тип
личности, а не «базовая структура», разделяемая всеми членами обще
-
ства.
Модальная личностьне значит «усредненная личность». Это наибо-
лее массовый тип личности в данной культуре. По мнению некоторых
ученых, «модальная личность» – это прежде всего описательная кон-
цепция, как, например, расовый тип.
Логическим продолжением исследования по данному типу явилось
изучение национального характера.
Национальный характерэто совокупность специфических
физических и духовных качеств, норм поведения и деятельности, ти-
пичных для представителей той или иной нации.
Cовокупность детерминирующих факторов и обстоятельств на-
ционального характера может быть разделена на две группы: природ-
но-биологические и социально-культурные. Первая группа факторов
связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам,
будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип
общества, сформировавшийся у того или иного народа, окажет еще
большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то
народа можно, только если понято общество, в котором этот народ
живет и которое он создал в определенных географических, природ-
ных условиях.
В основе национального характера лежат социальные ценности.
Тогда можно уточнить и конкретизировать понятие национального
характера. Он будет представлять собой совокупность важнейших
способов регулирования деятельности и общения, сложившихся на
основании системы ценностей общества, созданного нацией. Хранятся
эти ценности в национальном характере народа. Устойчивость ценно-
стей придает устойчивость обществу и нации. Поэтому, чтобы понять
национальный характер, нужно вычленить набор ценностей, носите-
лем которых является народ.