Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Фалькова Е.Г. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

36
поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться
автоматически. Представители данной культуры в этом случае долж-
ны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь
только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши пред-
ки», «так принято» и т.п.
Автоматическое следование традиции на практике представляет
собой простое соблюдение привычных норм и требований к по-
ведению представителей какой-либо культуры.
Разновидностью традиции является обряд, который представляет
собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его
главной отличительной чертой является не избирательность, а массо-
вость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социаль-
ной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как
правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жиз-
ни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу
деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Од-
нако наиболее известными и распространенными являются религиоз-
ные обряды, особенно связанные с использованием пищи. Достоверно
известно, что во многих древних религиях жертвоприношения совер-
шались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения со-
вершается хлебом и вином. Это неслучайно. Поскольку еда является
первоосновой физического существования человека, то практически в
любой культуре она обретает мистическое и символическое значение.
Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры
любого народа является право, которое представляет собой систему
обязательных правил поведения, санкционированных государством и
выраженных в определенных нормах. Право представляет собой со-
вместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являют-
ся общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется
государством. Действие права распространяется на все сферы обще-
ственной жизни: они определяют производство и распределение про-
дуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регла-
ментируют контакты и связи между народами.
Своим строго нормативным характером право отличается от обы-
чаев, которые представляют собой распространенную практику пове-
дения, типичные действия, то, что случается по обыкновению. Но
несмотря на характерные различия, право и обычай связаны между
собой.
37
Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справед-
ливости, этого же он ожидает и от поведения других людей. И в нор-
мах права он хотел бы видеть, прежде всего, отражение этих идей. Но
сами эти идеи детерминируются как социально-экономическими, так
и личностными факторами. В зависимости от комбинации этих фак-
торов формируется различное отношение к нормам права. Так, долгие
годы правового произвола в нашей стране привели к утверждению в
общественном сознании неверия в действенность таких демократиче-
ских принципов общественной жизни, как неприкосновенность лич-
ности, равенство людей перед законом, справедливость судебного
разбирательства и т.д.
Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного
человека и отношений между людьми является мораль, которая при-
звана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные
ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила
человеческого поведения и т.д.
Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена
тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-
либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и пре-
жде всего по отношению к другим людям. Сопоставляя поведение
какого-либо человека с определенными культурными ценностями
общества, принято говорить о поведении нормальном либо откло-
няющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нор-
мам, которые выработало и которых придерживается данное общест-
во. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы об-
щения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты
нравственной оценке.
Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают
практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр
довольно широкот простых запретов до сложной системы соци-
альных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них
сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их
исполнения в общественном сознании современного общества вос-
принимается не только как простая повинность, но и как осознанная
необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормативные регу-
ляторы могут быть как разрешительными, так и запретительными.
Однако с их помощью регулируются, координируются действия от-
дельных личностей и человеческих групп, вырабатываются опти-