Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Фалькова Е.Г. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

52
реакция на партнера и психологический дискомфорт которые приво-
дят к неудачным результатам коммуникации.
Публичная зонаэто расстояние, предпочтительное при ком-
муникации с большой группой людей, с массовой аудиторией. Зона
предполагает такие формы общения, как собрания, презентации, лек-
ции, доклады и речи и пр. Публичная зона начинается с расстояния от
3,5 метров и может простираться до бесконечности, но в пределах со-
хранения коммуникационного контакта.
Хронемика - это использование времени в невербальном ком-
муникационном процессе. Для общения время является не менее важ-
ным фактором чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и ис-
пользование времени является частью невербального общения и весь-
ма существенно отличается в разных культурах. Исследования хроне-
мики различных культур позволяют
выделить две основные модели
использования времени: монохронную и полихронную.
При монохронной модели время представляется в виде дороги или
длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на
части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает
одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет вре-
мя для дела и для эмоциональных контактов. В полихронной модели
нет такого строгого расписания, человек там может заниматься не-
сколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересе-
кающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем
являются культуры, в языке которых вообще нет слов, относящихся ко
времени (например, североамериканских индейцев).
Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в
культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быст-
рее, чем в маленьких деревушках.
Разные культуры используют формальные и неформальные виды
времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом:
«через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и т.д.
Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум
часам», «завтра в 15.30» и т.д. Одной из наиболее частых помех в
межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собе-
седник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадле-
жащий к другой культуре, — неформальным, Первый приходит на
встречу к двум часам дня, а другойпримерно во второй половине
дня, если приходит вообще.
53
Основные теории
межкультурной коммуникации
Методы изучения культурных систем и межкультурных комму-
никаций.
История становления межкультурной коммуникации как учебной
дисциплины убедительно свидетельствует, что она изначально форми-
ровалась на основе интеграции различных гуманитарных наук и их
методов. Основоположниками межкультурной коммуникации были
представители различных научных отраслей: лингвистики, антрополо-
гии, психологии, социологии, этнологии, фольклористики и т.д. В
процессе их совместной работы теории и методы этих областей знаний
смешивались, придавая межкультурной коммуникации интегративный
характер, который стал и остается в ней до сих пор основополагаю-
щим.
В результате постепенно сложились три методологических подхо-
да к изучению межкультурного общения: функциональный, объясни-
тельный и критический. Эти подходы основываются на различных
представлениях о природе человека, человеческом поведении и при-
роде человеческих знаний.
Функциональный подход сложился в 1980-е годы и основывается
на методах социологии и психологии. Согласно этому подходу куль-
туру любого народа можно описать с помощью различных методов.
Любые изменения в культуре также могут быть измерены и описаны.
Культура определяет поведение и общение человека, и поэтому они
также поддаются описанию и могут быть предсказаны. Основная цель
заключается в том, чтобы показать специфику влияния культуры на
коммуникацию. Сравнение культурных различий взаимодействующих
сторон позволяет предсказать успех или провал их коммуникации.
Результатом функционального подхода стала теория коммуни-
кационного приспособления, которая утверждает, что в ситуациях
межкультурной коммуникации люди зачастую меняют модели своего
коммуникативного поведения, приспосабливаясь к моделям партнеров
по общению. При этом изменение стиля коммуникации происходит
быстрее во время ненапряженного, спокойного общения или в случаях,
когда партнеры не видят большой разницы между собой и собеседни-
ком.