Составители:
Рубрика:
62
своему воспринимает окружающий мир, является носителем опре-
деленного образа мыслей и потенциальных действий. Подавляющее
большинство социальных моделей поведения людей формируется в
детском возрасте, поскольку именно в детстве человек наиболее вос-
приимчив к процессам обучения. Как только определенные ощущения,
формы мышления и способы действий возникают и закрепляются в
сознании индивида, они консервируются и слабо поддаются новациям.
Ведь для этого сначала нужно отказаться от старых образцов, чтобы
потом усвоить что-то новое. А отказ от привычных ощущений, мыслей
и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистого
листа». Такие механизмы формирования ощущений, мыслей и поведе-
ния называются в культурной антропологии ментальными програм-
мами. Источниками ментальных программ являются культура и соци-
альное окружение, то есть те условия, в которых происходит социали-
зация и инкультурация человека. Это означает, что ментальные про-
граммы определяются так называемыми измерениями культуры,
включающими в себя:
■ дистанцию власти;
■ коллективизм — индивидуализм;
■ маскулинность — феминность;
■ избегание неопределенности.
Дистанция власти
Измерение «дистанция власти» показывает, какое значение в раз-
ных культурах придается властным отношениям между людьми и как
варьируются культуры относительно данного признака. Некоторые
культуры имеют преимущественно иерархическую или вертикальную
структуру, в то время как в других культурах иерархия выражена не
так сильно или наблюдается горизонтальная структура построения
властных отношений. В иерархических обществах с высокой дистан-
цией власти всем вышестоящим лицам, начальникам или родителям
оказывается подчеркнутое уважение и демонстрируется послушание.
В культурах с низкой дистанцией власти наибольшее значение
придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивиду-
альная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, ра-
венство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит
более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистан-
цией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная
дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незна-
63
чительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к своему шефу
с вопросом или высказать критические замечания. В культурах с вы-
сокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между
начальниками и подчиненными.
Способ распределения власти обычно исходит из поведения наде-
ленных этой властью членов общества, то есть из когорты руководи-
телей, а не из остальной массы руководимых. Однако здесь важно учи-
тывать то, что авторитет может возникнуть только там, где он встреча-
ет послушание и покорность. В культурах с большой дистанцией вла-
сти эта власть видится как некая данность, имеющая фундаментальные
основы. Те или иные конкретные культуры находятся где-то в сере-
дине этого континуума.
Индивидуализм - коллективизм
Если дети вырастают в больших семьях (семейных кланах), то они
учатся воспринимать себя как часть «мы-группы». «Мы-группа» отли-
чает себя от других групп в обществе и является источником создания
собственной идентичности. Между индивидом и группой изначально
развиваются отношения зависимости. «Мы-группа» служит защитой
для индивида, от которого в ответ требуется постоянная лояльность в
отношении группы. В большинстве коллективистских культур прямая
конфронтация с другими людьми считается невежливой, нежелатель-
ной. В таких обществах не существует «личного мнения».
Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся вос-
принимать свое «я» отдельно от других людей. Это «я» определяет
личную идентичность человека и отделяет его от других «я». Причем,
в основе классификации других людей лежит не их групповая принад-
лежность, а индивидуальные признаки. Цель воспитания в том, чтобы
сделать ребенка самостоятельным, то есть научить независимости, в
том числе и от родителей. Более того, ожидается, что как только цель
воспитания будет достигнута, ребенок покинет родительский дом.
Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят контакты с роди-
телями до минимума или даже прерывают совсем. В таких обществах
от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком отно-
шении не будет зависеть от группы.
Маскулинность - феминность
Понятия маскулинность и феминность, согласно Хофстеду, опре-
деляют социальные, заранее определенные культурные роли. Однако
относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »