Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Фалькова Е.Г. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

66
их недостижение достаточно распространены и не наказываются. До-
минирующая позиция предполагает постановку целей, ожидание их
достижения и наказание за недостижение.
Российский (советский) подход предполагал доминирование над
окружением. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их
наша задача». «Нет таких крепостей, которых не брали бы большеви-
ки». Несоответствие реальных результатов мифической
всесильности,
особенно в достижении стратегических целей привело сейчас к высо-
кому уровню социальной апатии и связанному с ней распространению
альтернативногоподчиненногоподхода.
Отношение ко времени
Отношение разных обществ ко времени также различно. В некото-
рых обществах достигнутое в прошлом неважно. Более важно знать,
что планируется сделать в будущем. В других
обществах то, что дос-
тигнуто в прошлом более впечатляет, чем то, что происходит сегодня.
Уважаемый американцами self-made-man – во французском обществе -
нувориш, который менее почтенен, чем честный небогатый торговец в
четвертом или пятом поколении. Американцы, шведы и датчане вос-
принимают время как линейное, в то время как для многих стран Азии
время циклично
.
На чем фокусируется культурана прошлом, настоящем или бу-
дущем? Западные культуры рассматривают время как ограниченный
ресурс. Времяденьги и должно быть использовано эффективно.
Американцы фокусируются на настоящем и ближайшем будущем. Это
хорошо видно по оценке деловых качеств. В большинстве американ-
ских фирм аттестация проводится раз в полгода или год.
Японцы
склонны к более дальней перспективе. Японские рабочие могут ждать
десять лет оценки своего труда. Некоторые культуры фокусируются на
прошлом. Так, итальянцы высоко ценят традиции и склонны сохранять
свою историческую практику.
Оценка этого параметра помогает оценить, насколько в данной
стране важны конечные сроки и долговременное планирование. Мож-
но понять, почему в
других странах медленно прививаются такие
средства экономии времени, как планировщики дня, ночная доставка
писем, электронная почта, факсы и др., привычные для Северной Аме-
рики.
67
Российский подход предполагает линейное время и фокусирова-
ние культуры на будущем, причем зачастую на далеком будущем,
«послезавтрашнем дне». Такой подход, по контрасту, не предполагает
рационального расходования текущего временидо далекого будуще-
го все равно далеко. Отсюда некорректность расписаний, несоблюде-
ние сроков.
Природа человека
Рассматривает ли культура человека как хорошего, плохого
или
как некоторую смесь? В большинстве развитых стран человека счита-
ют в основном хорошим и заслуживающим доверия.
В зависимости от подхода, выбирается способ управления. Дове-
рительный подход выражается в широком использовании коллектив-
ного принятия решений и доверительного стиля управления. Противо-
положный подход отражается в автократическом стиле руководства.
Промежуточный вариант предполагает большой
уровень самостоя-
тельности, но достаточно жесткий контроль результатов.
Российский подход часто предполагает поиск неких объективных
характеристик, позволяющих отделить плохих от хороших. Несколько
десятилетий советской власти использовался так называемый классо-
вый подход, при котором человек считался тем лучше, чем ближе его
происхождение было к рабочему классу. Этой же цели иногда служи-
ли национальные критерии, приоритеты и веса которых менялись в
достаточно широких пределах, в том числе и по знаку. Современный
подход более склонен к автократическому.
Ориентация деятельности
В разных культурах деятельность может быть ориентирована на:
действие,
бытие (переживание момента)
контроль.
Североамериканцы живут в обществе, ориентированном на дейст-
вие. Они
много работают и рассчитывают на вознаграждение продви-
жением, служебным ростом или другими формами признания. Мекси-
канцы, напротив, ориентированы на бытие. Послеобеденная сиеста с
наслаждением неспешной жизнью хорошо отражает эту особенность.
Французы ориентируются на контроль и высоко ценят логику и ра-
циональность жизни.