Составители:
Рубрика:
14
ный барьер межкультурных взаимодействий. В большинстве случаев
наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокой-
ство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со
временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводст-
во (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.
Стереотипы как барьеры в межкультурных взаимодействиях
Особенности национального и этнического сознания представи-
телей
разных культур часто выступают барьерами межкультурных
взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют сле-
дующие аспекты сознания:
- наблюдаемая тенденция к этноцентризму – склонность негативно
оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов
собственной;
- стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формиро-
вании упрощенных образов представителей своей и других культур;
- предрассудки как результат селективных (
избранных) включений в
процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного воспри-
ятия, негативного прошлого опыта и т.п.
Эти явления особенно важны как потенциальные барьеры меж-
культурных взаимодействий на первых стадиях интеракции в ситуации
неполной информации о личности партнеров.
Различия в ценностных ориентациях как препятствие меж-
культурному общению
Различия ценностных
ориентаций участников межкультурного
взаимодействия, обусловленные дифференциацией систем ценностей,
могут оказывать влияние на его эффективность. И основными барье-
рами, которые снижают эффективность интеракций, являются разли-
чия когнитивных схем, используемых представителями разных куль-
тур. Наиболее ярко дифференциация моделей восприятия проявляется
при столкновении с иным мировоззрением, мироощущением и т.п.
Конфликты
Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причи-
нами. В частности, существует точка зрения, что вражда и предубеж-
денность между людьми извечны и коренятся в самой природе челове-
ка, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Исследования оп-
ровергают эту гипотезу, доказывая, что как враждебность к иностран-
цам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не
15
являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин социаль-
ного характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам,
носящим межкультурный характер.
Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как
и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут
лежать не только недостаточные знания языка и связанное с этим про-
стое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие
причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Возникающие
конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сто-
рону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные
аспекты. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты пони-
маются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно
должны носить дисфункциональный характер.
Под конфликтом понимается любой вид противоборства или не-
совпадения интересов. Конфликт имеет динамический характер и воз-
никает в самом конце ряда событий, которые развиваются, исходя из
имеющихся обстоятельств. (Положение вещей Æ возникновение про-
блемы Æ конфликт.) Возникновение конфликта вовсе не означает пре-
кращения отношений между коммуникантами; за этим, скорее, стоит
возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, причем,
дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в
негативном направлениях.
В процессе коммуникации с представителями других культур при-
чинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки ат-
рибуции. Знание или незнание культурных особенностей, включая
религиозные и идеологические аспекты, играют огромную роль в по-
строении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое
прояснить относительно того, что является желательным и на что на-
кладывается табу в конкретной культуре.
П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к
собственно конфликту идет через дознание противоречия самими
субъектами отношений, то есть конфликт выступает здесь как осоз-
нанное противоречие. Из этого вытекает важный вывод о том, что но-
сителями конфликтов выступают сами социальные актеры. Только в
том случае, когда вы сами для себя определяете ситуацию как кон-
фликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации.
Согласно Ю. Делхес, существуют три основные причины кон-
фликтов в коммуникации: личные особенности коммуникантов, соци-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »