ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
14
4. Осмысление Шекспиром хода исторического процесса. Человек
и время: Перси Хотспер и принц Гарри, Перси и Фальстаф (социаль -
но-исторический, нравственно-этический, философский смысл про -
тивопоставления этих образов в хронике ).
5.Принц Гарри и Фальстаф . Эволюция образа Гарри: проблема госу-
дарства и личности.
Литература .
1. Шекспир У. Генрих IV (обе части , любое издание).
2. Алексеев М .П . История зарубежной литературы . Средние века и Воз -
рождение : учеб . пособие для филол. спец. ун - тов и пед. ун - тов / М .П .
Алексеев, В .М . Жирмунский, С .С . Мокульский, А.А. Смирнов. - М .:
1978. – Гл. 44 : Шекспир. - Разд. 1, 2, 3. - С . 483-485 (первый абз.); 486
(со второго абз.) - 493.
3. Пуришев Б . И . Литература эпохи Возрождения : курс лекций / Б.И .
Пуришев. - М . : Высш . шк., 1996. - С . 304-310; с. 312-316.
4. Аникст А . Творчество Шекспира / А Аникст . - М . : Худож . лит., 1963.
- С . 254-268.
5. Пинский Л . Шекспир. Основные начала драматургии / Л . Пинский. -
М : Худож . лит., 1971. - С .31-36.
6. Смирнов А. А. Шекспир / А.А. Смирнов. - Л . ; М .: Искусство, 1963. -
С . 48-70.
Занятие 8.
Конфликт и основные образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» .
Задание : опираясь на работы литературоведов и на анализ трагедии,
выявить сущность ее внешнего и внутреннего конфликтов; показать
роль центральных мотивов – яда, болезни, заросшего сада – при изобра-
жении мира, окружающего Гамлета, носителя гуманистических идеа-
лов; шпионаж , убийство, лесть как методы врагов Гамлета. Выявить
причины внутреннего конфликта Гамлета, связанные с непосильностью
возложенной на него задачи – исправить «вывихнутый век» и кризисом
гуманизма, т .е. сомнением героя в состоятельности человека; показать,
что, несмотря на свои сомнения, Гамлет ведет борьбу до конца. Реко -
мендуется осветить следующие вопросы:
1.Откуда был взят сюжет трагедии? В каком направлении его обраба-
тывает Шекспир?
2.Какие персонажи вступают в столкновение? Как изображены враги
Гамлета? К каким обобощенно-символическим образам прибегает Шек-
спир, создавая картину мира, противостоящего Гамлету?
3 Образ Гамлета: а/ Каково душевное состояние героя в начале действия
и как оно меняется после встречи с тенью отца? Какие задачи ставит
14 4. О с м ы с ле н ие Ш е кс п иро м хо даис т о риче с ко го п ро ц е с с а. Че ло в е к и в ре м я: Пе рс и Х о т с п е р и п рин ц Гарри, Пе рс и и Ф аль с т аф (с о ц иаль - н о -ис т о риче с кий, н рав с т в е н н о -эт иче с кий, ф ило с о ф с кий с м ы с л п ро - т ив о п о с т ав ле н ия эт ихо бразо в в хро н ике ). 5.Прин ц Гарри и Ф аль с т аф . Э в о лю ц ия о браза Гарри: п ро бле м а го с у- дарс т в аи личн о с т и. Л и тература. 1. Ш ек спи р У . Г енри х IV (об е части , лю б ое и здани е). 2. Алек сеев М .П . И стори я заруб ежной ли тературы . С редни е век а и В оз- рождени е : учеб . пособ и е дляф и лол. спец. ун-тов и пед. ун-тов/ М .П . Алек сеев, В .М . Ж и рмунск и й, С .С . М ок ульск и й, А.А. С ми рнов. - М .: 1978. – Г л. 44 : Ш ек спи р. - Разд. 1, 2, 3. - С . 483-485 (первы й аб з.); 486 (со второго аб з.) - 493. 3. П ури ш ев Б.И . Л и тература эпохи В озрождени я : к урс лек ци й / Б.И . П ури ш ев. - М . : В ы сш . ш к ., 1996. - С . 304-310; с. 312-316. 4. Ани к стА. Т ворчество Ш ек спи ра / А Ани к ст. - М . : Х удож. ли т., 1963. - С . 254-268. 5. П и нск и й Л . Ш ек спи р. О сновны е начала драматурги и / Л . П и нск и й. - М : Х удож. ли т., 1971. - С .31-36. 6. С ми рнов А.А. Ш ек спи р / А.А. С ми рнов. - Л . ; М .: И ск усство, 1963. - С . 48-70. Заняти е 8. Конф ли к ти основны е об разы втрагеди и У . Ш ек спи ра « Г амлет». З а да ние : о п ираяс ь н а рабо т ы лит е рат уро в е до в и н а ан ализ т раге дии, в ы яв ит ь сущн о с т ь е е в н е ш н е го и в н ут ре н н его ко н ф ликт о в ; п о казат ь ро ль ц е н т раль н ы х м о т ив о в – яда, бо ле зн и, заро с ш е го с ада– п ри изо бра- ж е н ии м ира, о круж аю ще го Гам ле т а, н о с ит е ля гум ан ис т иче с ких иде а- ло в ; ш п ио н аж , убийс т в о , ле с т ь как м е т о ды в раго в Гам ле т а. В ы яв ит ь п ричин ы в н ут ре н н е го ко н ф ликт аГам ле т а, с в язан н ы е с н е п о с иль н о с т ь ю в о зло ж е н н о й н ан е го задачи – ис п рав ит ь «в ы в ихн ут ы й в е к» и кризис о м гум ан изм а, т .е . с о м н е н ие м ге ро я в с о с т о ят е ль н о с т и че ло в е ка; п о казат ь , чт о , н е с м о т ря н ас в о и с о м н ен ия, Гам ле т в е де т бо рь бу до ко н ц а. Р е ко - м е н дуе т с я о с в е т ит ь с ледую щие в о п ро с ы : 1.О т кудабы л в зят с ю ж е т т раге дии? В како м н ап рав лен ии е го о браба- т ы в ае т Ш е кс п ир? 2.Какие п ерс о н аж и в с т уп аю т в с т о лкн о в е н ие ? Как изо браж е н ы в раги Гам ле т а? К каким о бо бо ще н н о -с им в о личе с ким о бразам п рибе гае т Ш е к- с п ир, с о здав ая карт ин ум ира, п ро т ив о с т о яще го Гам ле т у? 3 О бразГам ле т а: а / Како в о душ е в н о е с о с т о ян ие ге ро я в н ачале де йс т в ия и как о н о м е н яе т с я п о с ле в с т ре чи с т е н ь ю о т ц а? Какие задачи с т ав ит