Научное творчество и организация НИДС в вузе. Галустов А.Р - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

33
Научное творчество неосуществимо на основе одного лишь дискурсив ного
метода, на основе чистой логики. Наука требует интуиции. Эйнштейн писал:
«...высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов,
из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим зако-
нам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть
опыта интуиция». Наукаэто сочетание логического и интуитивного, Вагнера
и Фауста или Сальери и Моцарта. Логика без интуиции не создает новой ин-
формации, но лишь выявляет информацию, уже содержащуюся в исходных по-
ложениях. Можно «поверить алгеброй гармонию», но нельзя эту гармонию соз-
дать, то есть извлечь из окружающего мира. Без интуиции нет творчества.
Однако научная интуиция без логики может обманывать или оказываться
бесплодной. «Алгебра» необходима постоянно. Интуитивное нахождение, уга-
дывание минимальной программы само всегда означает интуитивное понима-
ние ее дальнейшего развития. Творец науки провидит научную логику, раскры-
вающую содержание и следствия программы. В конечном счете предметом эс-
тетического восприятия является комплекс интуитивного и дискурсивного. Мы
восхищаемся озарением ученого, зная к чему это озарение привело. В то же
время логическое построение прекрасно, если оно исходит из вдохновенного
усмотрения истины.
В науке и в искусстве творчество означает создание новой информации.
Этот процесс реализуется интуитивно и в том, и в другом случае. Однако роль
интуиции в искусстве остается определяющей, в то время как в науке эта роль
может иметь подчиненное значение, уступая первенство логике. Иными слова-
ми, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусствотолько Моцарт.
2 Техническое творчество. Исследование психики человека, совершенст-
вующего средства труда, имеет большое значение для изучения и понимания
закономерностей технического творчества - основы технического прогресса.
Исследование психологии изобретательского творчества не может вестись
в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Деятель-
ность изобретателя направлена на создание новых технических объектов, изо-
бретатель - участник технического прогресса. Поэтому психология изобрета-
тельского творчества становится понятной только при глубоком знании законов
развития техники.
Процесс создания изобретения имеет две стороны: материально-
предметную и психическую. Для выявления материально-предметной стороны
изобретательства необходимо знание истории развития техники, понимание ос-
новных закономерностей технического прогресса. Изучение материалов по ис-
тории техники, анализ конкретных изобретений являются одним из важнейших
источников психологии технического творчества.
Техническое творчество как вид практической деятельностиспецифиче-
ское общественное явление. Его специфика определяется характером техниче-
ской задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или
конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано
непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических
конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструк-
     Научное творчество неосуществимо на основе одного лишь дискурсив ного
метода, на основе чистой логики. Наука требует интуиции. Эйнштейн писал:
«...высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов,
из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим зако-
нам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть
опыта интуиция». Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера
и Фауста или Сальери и Моцарта. Логика без интуиции не создает новой ин-
формации, но лишь выявляет информацию, уже содержащуюся в исходных по-
ложениях. Можно «поверить алгеброй гармонию», но нельзя эту гармонию соз-
дать, то есть извлечь из окружающего мира. Без интуиции нет творчества.
     Однако научная интуиция без логики может обманывать или оказываться
бесплодной. «Алгебра» необходима постоянно. Интуитивное нахождение, уга-
дывание минимальной программы само всегда означает интуитивное понима-
ние ее дальнейшего развития. Творец науки провидит научную логику, раскры-
вающую содержание и следствия программы. В конечном счете предметом эс-
тетического восприятия является комплекс интуитивного и дискурсивного. Мы
восхищаемся озарением ученого, зная к чему это озарение привело. В то же
время логическое построение прекрасно, если оно исходит из вдохновенного
усмотрения истины.
     В науке и в искусстве творчество означает создание новой информации.
Этот процесс реализуется интуитивно и в том, и в другом случае. Однако роль
интуиции в искусстве остается определяющей, в то время как в науке эта роль
может иметь подчиненное значение, уступая первенство логике. Иными слова-
ми, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.
     2 Техническое творчество. Исследование психики человека, совершенст-
вующего средства труда, имеет большое значение для изучения и понимания
закономерностей технического творчества - основы технического прогресса.
     Исследование психологии изобретательского творчества не может вестись
в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Деятель-
ность изобретателя направлена на создание новых технических объектов, изо-
бретатель - участник технического прогресса. Поэтому психология изобрета-
тельского творчества становится понятной только при глубоком знании законов
развития техники.
     Процесс создания изобретения имеет две стороны: материально-
предметную и психическую. Для выявления материально-предметной стороны
изобретательства необходимо знание истории развития техники, понимание ос-
новных закономерностей технического прогресса. Изучение материалов по ис-
тории техники, анализ конкретных изобретений являются одним из важнейших
источников психологии технического творчества.
     Техническое творчество как вид практической деятельности — специфиче-
ское общественное явление. Его специфика определяется характером техниче-
ской задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или
конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано
непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических
конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструк-
                                    33