ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
той или иной власти, формирования общественно-политического
сознания и активности народа (например, во время революцион-
ных преобразований, в период правления Сталина), выражение
позитивного или, наоборот, критического отношения народа к
власти (смеховая культура народов).
Народная праздничная и обрядовая культура – это гарант
сохранения этноса, его уникальности и национальной особенно-
сти, передачи правил морали
, нравственности и народного права
(все праздники русского народного календаря). Праздничное, об-
рядовое действо изначально и возникало как средство, язык обще-
ния древнего человека с природой. Может быть, сегодня это един-
ственный путь возвращения к ее законам, путь ее нового познания
и слияния с нею.
Праздник – это раскрепощение, сброс отрицательной энер
-
гии, заражение добрым настроением, возможность проявления
индивидуальных способностей, реализация всем присущей по-
требности быть красивым и привлекательным, кому-то нравиться,
потребности в общении, в доставляющем радость отдыхе, в ощу-
щении счастья. Исследователи утверждают, что после любого
праздника у человека появляется желание сделать что-нибудь
приятное ближнему, красивое, доброе для семьи
и т. д., в общем,
сделать счастье «своими руками». Вливаясь в общий праздник,
человек становится просто веселым (карнавалы, гуляния, маскара-
ды, ярмарки).
Какое разнообразие и множество форм! Стадионное пред-
ставление, водная феерия, воздушное шоу, концерты, фестивали,
народные игрища и т. д. Они не подлежат жесткой классифика-
ции. Перечень их будет продолжаться
, пока будет жить творче-
ская мысль и человеческая фантазия. И все они привлекают свои-
ми большими возможностями эмоционального воздействия, мно-
жеством самых разных выразительных средств. Какой студент не
мечтает о постановке, например, водной феерии с фейерверками и
фонтанами или огненного драматического представления. Ведь
были же они у нас в средневековой
России, при Петре I, после ре-
волюции. И почти каждый студент задается вопросом: почему в
Рио-де-Жанейро, к примеру, во время карнавалов практически все
население выходит на улицу, ведь там такие же люди и, в принци-
пе, те же проблемы?
6
Необходимо помнить, что праздник – это явление конкрет-
но-историческое. Оно зависит от множества факторов – политиче-
ских, экономических, социальных и т. д.
В разные исторические эпохи происходит смещение акцен-
тов в содержании праздничной и обрядовой культуры народа, ха-
рактер ее проявления меняется, она может принимать разные
формы, но исчезнуть не может никогда
.
Поэтому так важно для режиссера театрализованных пред-
ставлений и праздников умение работать с научно-исследователь-
ским материалом, историческими, этнографическими источника-
ми, находить общий язык и пути совместной деятельности с со-
циологами, психологами, политологами. Понимание исторической
сущности праздника и постоянный анализ современной социаль-
ной и этнокультурной ситуации интересов и потребностей совре-
менного человека – необходимое условие для реализации любой
творческой задумки.
Первая самостоятельная работа режиссера, выпускника ву-
за – это свидетельство его умения увидеть особенное в сегодняш-
нем времени, найти ему яркое зримое воплощение и создать си-
туацию, при которой было бы возможно свободное, радостное
общение людей и желание творить.
Только тогда в конце
работы будет возможна такая простая
фраза, которая произносится периодически на разных языках и в
самых разных уголках света: «А потом весь народ вышел на улицу
и гулял всю ночь!».
Кроме практической творческой деятельности, студенту-ди-
пломнику необходимо продемонстрировать и свой уровень владе-
ния теорией режиссуры, вопросами развития современной празд-
ничной
и обрядовой культуры. На это направлена теоретическая
часть работы дипломного проекта выпускника вуза культуры и
искусства.
Роль теоретической работы выпускника исключительно
важна, так как она должна заложить фундамент всей его сценарно-
режиссерской работы как во время осуществления дипломного
проекта, так и в процессе самостоятельной профессиональной дея-
тельности.
той или иной власти, формирования общественно-политического Необходимо помнить, что праздник – это явление конкрет- сознания и активности народа (например, во время революцион- но-историческое. Оно зависит от множества факторов – политиче- ных преобразований, в период правления Сталина), выражение ских, экономических, социальных и т. д. позитивного или, наоборот, критического отношения народа к В разные исторические эпохи происходит смещение акцен- власти (смеховая культура народов). тов в содержании праздничной и обрядовой культуры народа, ха- Народная праздничная и обрядовая культура – это гарант рактер ее проявления меняется, она может принимать разные сохранения этноса, его уникальности и национальной особенно- формы, но исчезнуть не может никогда. сти, передачи правил морали, нравственности и народного права Поэтому так важно для режиссера театрализованных пред- (все праздники русского народного календаря). Праздничное, об- ставлений и праздников умение работать с научно-исследователь- рядовое действо изначально и возникало как средство, язык обще- ским материалом, историческими, этнографическими источника- ния древнего человека с природой. Может быть, сегодня это един- ми, находить общий язык и пути совместной деятельности с со- ственный путь возвращения к ее законам, путь ее нового познания циологами, психологами, политологами. Понимание исторической и слияния с нею. сущности праздника и постоянный анализ современной социаль- Праздник – это раскрепощение, сброс отрицательной энер- ной и этнокультурной ситуации интересов и потребностей совре- гии, заражение добрым настроением, возможность проявления менного человека – необходимое условие для реализации любой индивидуальных способностей, реализация всем присущей по- творческой задумки. требности быть красивым и привлекательным, кому-то нравиться, Первая самостоятельная работа режиссера, выпускника ву- потребности в общении, в доставляющем радость отдыхе, в ощу- за – это свидетельство его умения увидеть особенное в сегодняш- щении счастья. Исследователи утверждают, что после любого нем времени, найти ему яркое зримое воплощение и создать си- праздника у человека появляется желание сделать что-нибудь туацию, при которой было бы возможно свободное, радостное приятное ближнему, красивое, доброе для семьи и т. д., в общем, общение людей и желание творить. сделать счастье «своими руками». Вливаясь в общий праздник, Только тогда в конце работы будет возможна такая простая человек становится просто веселым (карнавалы, гуляния, маскара- фраза, которая произносится периодически на разных языках и в ды, ярмарки). самых разных уголках света: «А потом весь народ вышел на улицу Какое разнообразие и множество форм! Стадионное пред- и гулял всю ночь!». ставление, водная феерия, воздушное шоу, концерты, фестивали, Кроме практической творческой деятельности, студенту-ди- народные игрища и т. д. Они не подлежат жесткой классифика- ции. Перечень их будет продолжаться, пока будет жить творче- пломнику необходимо продемонстрировать и свой уровень владе- ская мысль и человеческая фантазия. И все они привлекают свои- ния теорией режиссуры, вопросами развития современной празд- ми большими возможностями эмоционального воздействия, мно- ничной и обрядовой культуры. На это направлена теоретическая жеством самых разных выразительных средств. Какой студент не часть работы дипломного проекта выпускника вуза культуры и мечтает о постановке, например, водной феерии с фейерверками и искусства. фонтанами или огненного драматического представления. Ведь Роль теоретической работы выпускника исключительно были же они у нас в средневековой России, при Петре I, после ре- важна, так как она должна заложить фундамент всей его сценарно- волюции. И почти каждый студент задается вопросом: почему в режиссерской работы как во время осуществления дипломного Рио-де-Жанейро, к примеру, во время карнавалов практически все проекта, так и в процессе самостоятельной профессиональной дея- население выходит на улицу, ведь там такие же люди и, в принци- тельности. пе, те же проблемы? 5 6