ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
Христианские канонические книги Нового Завета Евангелие и Апостол, ветхоза -
ветная книга Псалтырь как философские основы древнерусской литературы .
Роль письменности и устного народного творчества в формировании литературы .
Письменность у восточных славян. Принятие христианства по византийскому образцу.
Значение христианства в политической и культурной жизни Киевской Руси. Литературная
и культурная связь Руси с Византией , с славянскими странами, со странами Западной Ев-
ропы и Востока.
Древнехристианская книжность на Руси. Культовый характер переводной литера-
туры . Библейские канонические книги, апокрифы, жития святых, поучения. Обусловлен -
ность выбора переводов потребностями русского раннефеодального государства . Значе-
ние книг Библии в этическом и эстетическом плане. Поэтическая образность , афористич -
ность стиля, многообразие жанров в Библии .
Связь апокрифов с фольклором . Демократизм их содержания и формы . Отражение
в апокрифической литературе социальных противоречий . Сборники переводных житий :
Четьи- Минеи, Прологи, Патерики. Тематическое и стилистическое многообразие агио-
графической литературы .
Нравоучительные «слова» Иоанна Златоуста . Сборники «Златоструй», «Златоуст» ,
«Маргарит» .
Византийские исторические хроники и их значение. Хроники Иоанна Малалы , Ге-
оргия Амартола. «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев» , «Физиолог» , «Христи-
анская топография» Космы Индикоплова. Сборник афоризмов «Пчела» .
Тема 2. Литература Киевской Руси
(середина XI – первая треть XII вв.)
Общественно-политическое устройство древнерусского государства. Оригиналь-
ные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поуче-
ния, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государствен -
ной и культурной жизни Руси XI–XII вв.
«Повесть временных лет» как литературный памятник , ее состав, источники и ре-
дакции. Гипотезы А . А . Шахматова и Д . С. Лихачева . Летопись как важнейший источник
политических идей Киевской Руси. Патриотизм и гражданственность – характерные черты
«Повести временных лет» . Историзм летописи, формирование идеи русской государст-
венности (защита идеи единства русской земли и независимости – политической и рели-
гиозной – от Византии ). Образ летописца. Содержание и художественные особенности
летописи, ее связь с фольклором . Хронологический принцип изложения материала. Мно-
гожанровость летописи как результат использования устных и письменных источников:
погодная запись ( лаконичная и развернутая), историческая повесть , сказание, легенда,
элементы воинской повести, агиография. Поэтический стиль летописи. Значение «Повести
временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы .
Торжественная и простая проповедь XI–XII вв. «Слово о законе и благодати» Ила-
риона – памятник ораторского красноречия времен Ярослава Мудрого. Утверждение идеи
равноправия всех христианских народов и государственной , религиозной независимости
от Византии . Публицистичность «Слова» . Композиция и стиль «Слова о законе и благода-
ти» . Поэтическая образность «Слова» : олицетворения, параллелизмы , сравнения, ритми-
ческая организация. Значение проповеднической литературы .
«Поучение» Владимира Мономаха. Жанр поучений . Личность Мономаха – вы -
дающегося государственного деятеля. Идеал правителя, князя- воина. Публицистичность
памятника. Элементы автобиографизма. Стилистическое своеобразие памятника. Нравст-
венный аспект «Поучения» Владимира Мономаха.
4 Христианские канонические книги Нового Завета Евангелие и Апостол, ветхоза- ветная книга Псалтырь как философские основы древнерусской литературы. Роль письменности и устного народного творчества в формировании литературы. Письменность у восточных славян. Принятие христианства по византийскому образцу. Значение христианства в политической и культурной жизни Киевской Руси. Литературная и культурная связь Руси с Византией, с славянскими странами, со странами Западной Ев- ропы и Востока. Древнехристианская книжность на Руси. Культовый характер переводной литера- туры. Библейские канонические книги, апокрифы, жития святых, поучения. Обусловлен- ность выбора переводов потребностями русского раннефеодального государства. Значе- ние книг Библии в этическом и эстетическом плане. Поэтическая образность, афористич- ность стиля, многообразие жанров в Библии. Связь апокрифов с фольклором. Демократизм их содержания и формы. Отражение в апокрифической литературе социальных противоречий. Сборники переводных житий: Четьи- Минеи, Прологи, Патерики. Тематическое и стилистическое многообразие агио- графической литературы. Нравоучительные «слова» Иоанна Златоуста. Сборники «Златоструй», «Златоуст», «Маргарит». Византийские исторические хроники и их значение. Хроники Иоанна Малалы, Ге- оргия Амартола. «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Христи- анская топография» Космы Индикоплова. Сборник афоризмов «Пчела». Тема 2. Литература Киевской Руси (середина XI – первая треть XII вв.) Общественно-политическое устройство древнерусского государства. Оригиналь- ные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поуче- ния, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государствен- ной и культурной жизни Руси XI–XII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники и ре- дакции. Гипотезы А.А.Шахматова и Д.С.Лихачева. Летопись как важнейший источник политических идей Киевской Руси. Патриотизм и гражданственность – характерные черты «Повести временных лет». Историзм летописи, формирование идеи русской государст- венности (защита идеи единства русской земли и независимости – политической и рели- гиозной – от Византии). Образ летописца. Содержание и художественные особенности летописи, ее связь с фольклором. Хронологический принцип изложения материала. Мно- гожанровость летописи как результат использования устных и письменных источников: погодная запись ( лаконичная и развернутая), историческая повесть, сказание, легенда, элементы воинской повести, агиография. Поэтический стиль летописи. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы. Торжественная и простая проповедь XI–XII вв. «Слово о законе и благодати» Ила- риона – памятник ораторского красноречия времен Ярослава Мудрого. Утверждение идеи равноправия всех христианских народов и государственной, религиозной независимости от Византии. Публицистичность «Слова». Композиция и стиль «Слова о законе и благода- ти». Поэтическая образность «Слова»: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритми- ческая организация. Значение проповеднической литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Жанр поучений. Личность Мономаха – вы- дающегося государственного деятеля. Идеал правителя, князя-воина. Публицистичность памятника. Элементы автобиографизма. Стилистическое своеобразие памятника. Нр авст- венный аспект «По учения» Владимира Мономаха.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »